Журнал

Секреты повествования от студии Pixar

  • Режиссеры, сценаристы и художники студии Pixar поделились своим опытом и знаниями в области повествования в рамках Screenwriting Expo 5. В этом кратком обзоре проходившего семинара, Грег Сингер составил(а) список советов, как Pixar удается достигать успеха.

     

    «В поисках Немо» (2003). Поиск подходящей истории в океане возможностей занимает временя. Успех приходит через упорство – никогда не сдаваться. © Дисней · PixarAnimationStudios

     

    Как и было подмечено уже неоднократно - секрет успеха студии Pixar Animation заключается в хороших историях. Это их мантра. История, история, история... И еще раз история.

     

    Но это не совсем точное определение. У вас может быть одна и та же история, но три режиссёра снимут на ее основе три совершенно разных фильма. Это правда, что волшебство заключается в повествовании (сторителлинг), но и то как история преподнесена, ее эмоциональный аспект очень важны. Как и с хорошей шуткой; суть юмора всегда будет вызывать улыбку, но, если постараться рассказать ее по-особенному, слушатели не смогут удержаться, чтобы не рассмеяться в голос. В умелых руках даже блеклая история может быть рассказана с таким очарованием и воодушевлением, что все, кто ее услышит, обязательно обратят на нее свое внимание. Умение увлечь и развлечь заключается не столько в изложенных на странице словах, сколько в самом исполнении истории.

     

    Возможно, находясь так далеко от священных залов Голливуда, Pixar была в состоянии думать более четко, чем большинство других студий, занимающихся той же деятельностью. Pixar охарактеризовали как идеальное сочетание творчества, науки и здравого смысла. Достояние студии включает около 20 Оскаров (на момент выхода статьи), и с каждым новым фильмом последующие проекты становятся все лучше и лучше.

     

    Как говорится, карманы смекалистого человека никогда не будут пусты. В октябре 2006 года, в качестве гвоздя программы на Screenwriting Expo 5, проходившей в Лос-Анжелесе, весь день был посвящен семинару о тонкостях повествования на студии Pixar. Много режиссеров и руководителей студий приехали издалека, чтобы принять участие в докладе и дальнейшем обсуждении данной темы. Писатель и режиссер Эндрю Стэнтон выступил с докладом «Понимание истории: или Мое путешествие в мир боли» ("Understanding Story: or My Journey of Pain."). Майкл Арндт, который получил премию Американской киноакадемии за фильм «Маленькая мисс Счастье», выступил с докладом на тему «Финал: хороший, плохой и безумно великий» ("Endings: The Good, The Bad and the Insanely Great."). Также обсуждались отношения между режиссером и писателем в командах: Lee Unkrich/Arndt, Brenda Chapman/Irene Mecchi, и Gary Rydstrom/Kiel Murray. «Доверяй процессу: Разговор с художниками Pixar» с участием Mark Andrews, Jim Capobianco, Ronnie Del Carmen и Jason Katz.

     

    Процесс написания истории

     

    Как и для того, чтобы рассказать анекдот, так и для повествования очень важно, чтобы вы хорошо знали историю, которую собираетесь рассказать. Вам должна быть известна кульминация, конец и ее посыл. После этого, дело обстоит за тем, как вы ее расскажите.

     

    Сценарий является посредником между формой воображения писателя и тем, что в конечном итоге появляется на экране. При производстве первого анимационного мультфильма от Pixar, «История игрушек», писатель/режиссер Стэнтон вспоминает, что они были слишком глупыми или может наивными, веря в то, что смогут это сделать. Им были совершенно не знакомы препятствия и проблемы, с которыми предстояло столкнуться, и поэтому они так беспечно приступили к написанию истории, которую хотели рассказать.

     

    Написание истории это беспорядочный процесс, он требует исследований и экспериментов. Первый набросок это только начало, и он чаще всего бывает неудачным. Вы должны чувствовать себя в безопасности и быть готовыми совершать ошибки – затем найти время, чтобы их исправить. Хорошее произведение – это результат множества испорченных листов. Как говорит Стэнтон, "сделай ошибку как можно быстрее." Выплесните все ваши идеи на бумагу, так как настоящее золото добывается позже. Этот совет похож на совет Чака Джонса по рисованию – чем раньше ты допустишь ошибку, тем быстрее ты дойдешь до результата. Оттачивайте навыки до тех пор, пока не получите хороший материал. "Гений" выдающий отличный результат без особых усилий, выглядит таким только потому, что его неудачи в виде 100000 плохих рисунков – уже пройденный этап.

     

    Для написания и редактирования «Истории игрушек» ушло около 36 месяцев. На «Историю игрушек 2», где персонажи были известны (за исключением Джесси), ушло около 3 месяцев. Описание персонажа является важным аспектом. При их создании, вы даете полное представление о личности со всеми ее гранями. Г-н Роджерс однажды сказал: "Нет такого человека, которого вы бы не полюбили, услышав его историю." Драма это смесь ожидания с неопределенностью, и хорошая драма побуждает зрителя ощущать заботу по отношению к персонажу, а также испытывать беспокойство о нем. Так, писателю или художнику, очень важно повстречать разные типы людей. Как заметил Брэд Берд в недавнем интервью: "Вы не можете создать ощущение жизни, если вы не жили."

     

    На других студиях существует непростой подбор кадров, что-то вроде сочетания и соответствия, который не приносит пользу никому. Писателя нанимают для работы над сценарием, а режиссера для работы над фильмом, и каждый старается заниматься только своими обязанностями. Руководители издали наблюдают за процессом и не забывают напоминать: "Если вы не можете справиться с работой, у нас есть три или четыре других писателя/режиссера, которых мы можем пригласить на ваше место."

     

    Производство на Pixar, напротив, представляет собой очень комфортный и заботливый процесс. Они понимают, что, если команде думается лучше и продуктивней за установленными рамками, то возможно следует убрать эти рамки вовсе. Как студия во главе с режиссером, что основывает свои фильмы на оригинальных идеях, Pixar часто рассматривается как своего рода сказочное рабочее место. Работа над фильмом, по сути, никогда не заканчивается, а скорее просто приходит дедлайн, то страх является реальным мотивирующим фактором для работы на хороший результат. Это не типичный страх потерять свои позиции в индустрии, а, скорее, страх не довести работу до совершенства и выложиться только наполовину.

     

    Когда вы собираете Эндрю Стэнтона, Пита Доктера, Джона Лассетера, Брэда Бёрда и других писателей Pixar в одном месте, это похоже на просмотр пьесы Harlem Globetrotters, говорит Арндт – веселое и приятное времяпрепровождение. Режиссер Chapman добавляет, что эти люди оставляют свой эгоцентризм по ту сторону двери. Их совещание похоже на бурное обсуждение, где каждый перехватывает идею, подбирает её как мяч и бросает следующему. Естественно, они допускают оплошности, но не расстраиваются из-за этого, а обговаривают и двигаются дальше – этот процесс можно сравнить с восхождением на гору вслепую, медленно подбираясь к вершине.

     

    Ридстром, сделавший короткометражный фильм «Похищение» (Lifted (2006)), который был номинирован на премию Оскар, работает в Pixar в отделе звукового оформления в течение последних 20 лет. Он описывает процесс написания истории, как "сесть снова на велосипед и тут же быть сбитым грузовиком." Ридстром ценит природу совместной разработки истории в Pixar. "Механизм обратной связи" от других писателей и режиссеров помогает ей стать лучше.

     

    Во время разработки также важно, чтобы определенный круг людей оставался в стороне, и таким образом, на нужном этапе могли дать объективную оценку. Эта "группа экспертов" может взглянуть на историю свежим взглядом и предложить свои идеи, которые способны ее дополнить. Здесь нет места подколкам, политическим пререканиям или подшучиваниям. Никто не беспокоится о потере работы или риске испортить отношения. Получить конструктивную критику в такой взаимно благоприятной среде совсем не страшно. Участие каждого человека помогает сделать фильм еще лучше.

     

    Вот, одни из основополагающих принципов команды Pixar:

     

    • Они делают фильмы, которые сами хотели бы посмотреть. В первую очередь они зрители, а уж после режиссеры, писатели и художники. Им нравится, когда их семьи берут участие в процессе.
    • Они уклоняются от сюжетных формул. Если такая возникает, ее тут же пресекают.
    • Анимация это способ, а не жанр. Будь оригинальным и имей смелость показаться глупым. Во время рождения истории, вы должны находиться в творчески безопасной среде.
    • В своих способностях они не претендуют быть лучше, чем другие. Вместо этого они объединяются, чтобы вместе работать над ошибками. Их цель – "просто делай хорошие фильмы." В производстве, в приоритет ставится то, что лучше для фильма – а не личные интересы или интересы студии.
    • Они пытаются культивировать веселую атмосферу, которую еще Уолт Дисней вдохнул в свои анимационные фильмы, для того чтобы обратить внимание людей на чувство удивления от созданного воображением.

     

    Рассказ в картинках

     

    Сценаристы и режиссеры работают в тесном контакте с художниками-раскадровщиками, которые визуально интерпретируют историю. Художникам дают сценарий, и в течение последующих месяцев их работа заключается в том, чтобы рассказать режиссеру историю в картинках, так, как они ее видят в своем воображении.

     

    Творческая комната, это как поле боя – один человек имеет одну идею для сцены, у второго - другая. В процессе разбора фильма на детали, члены команды бесстрашно разбрасываются идеями. Сторибордисты –  это передовая проекта, они облачают текст сценария в наглядные образы. Эти художники рисуют подобно ветру – прощупывают историю на инстинктивном уровне. Их визуальный язык фиксируетее текстуру, ритм и эмоциональную основу. Даже если их работа не так очевидна, но она является фундаментом, на котором основывается весь фильм.

     

    Берд знает, как лучше представить сценарий визуально, но существует множество вариантов для того чтобы показать одну и ту же сцену. Художники, рисуя историю, проливают свет на то, какой кадр действительно стОящий. В процессе работы, на один шаг вперед они делают двадцать назад. Главное – доверять процессу и иметь терпение. Как переписывание чего-то одного, для достижения лучшего результата так же важно и перерисовывание. Вот почему они называют это "СТО-пере-рисовывание" ("sto-re-boarding"). К примеру, пещера для сцены Йети в «Корпорации монстров» прошла в 20-25 различных вариантах. Так и у любого другого фильма есть своя "пещера Йети".

     

    При создании хорошей истории длительное время уходит на то, чтобы собрать материал и найти свой отклик. Несмотря на то, что новейшие технологии помогают ускорить процесс, акцент всегда лежит в поиске того, что работает лучше всего. Есть много хороших идей и моментов, но все они не могут быть в фильме, если они не работают в поддержку истории. Есть некая разница между тем, что хорошо выглядит на бумаге или на экране, и тем, что несет посыл и способствует значению истории. Для того, чтобы это проверить, при просмотре ролика нужно выключить звук, и тогда станет ясно, прослеживается ли все еще суть истории.

     

    Философия

     

    В процессе написания и редактирования, полезно иметь в виду то, что Стэнтон называет "физикой истории". Осознание причины и следствия – как противопоставление элементов, вызывают определенные чувства. Восприятие и реакция – это ключ к хорошей истории. И снова, чтобы подчеркнуть что-то, важна не просто сама история, а то, как ее преподносят. Когда вы говорите или представляете вещи каким-то особым образом, какой ответ ожидается?

     

    Испытайте свою историю; способна ли она передать эмоции и смысл, который вы заложили, без необходимости его прямого толкования. Расскажите ее косвенно, с едва различимой порцией деталей и идей. История становится еще более убедительной, когда она переплетена с жизнью, и лучше всего производит впечатление, когда зрители отожествляют себя с ней. Аудитория имеет бессознательное желание участвовать в повествовании, это захватывает и развлекает. Как известно, 2 + 2 = 22. Ну ладно, по факту это равняется 4, но вам не всегда следует быть настолько буквальным.

     

    Порция полезных советов от Стэнтона:

     

    • Сопереживайте вашему главному герою, даже если вам не всё в нем нравится. (Например, Вуди из «Истории игрушек» изначально замаскировал эгоистические желание, притворившись бескорыстным.)
    • Единство противоположностей. Каждый персонаж должен иметь четкие цели, которые противостоят друг другу.
    • У вас должно быть кое-что, о чем вам следует поведать, не посыл как таковой, а скорее, перспективы и какие-то истины.
    • Обозначьте ключевой образ, что-то вроде визуального краткого описания сюжета, который представляет собой эмоциональное ядро, на котором все держится. (Например, сцена из мультфильма «В поисках Немо», где Марлин смотрит на последнюю оставшуюся икринку в гнезде.)
    • Выбирайте актеров с привлекательным голосом. Проверьте их на сходство с персонажами, чтобы увидеть, подходят ли.
    • Изучайте мир, и какие в нем действуют правила. (Как в «Корпорации монстров».)
    • Суть истории должна быть сокрыта во внутренних, а не внешних, конфликтах.
    • Разработка истории имеет что-то общее с археологическими раскопками. Выберите источник, где, по вашему мнению, зарыта история, и продолжайте копать, пока не найдете то, что искали.
    • Анимация должна быть скорее утрированной, чем реалистичной.
    • Скажи "нет" обратным кадрам. Рассказывай то, что важно, последовательно.
    • Рассматривайте музыку как персонажа, который служит замыкающим звеном в фильме. Музыка является хранителем эмоций.

     

    Суперсемейка (2004). Pixar отличается тем, что находит и показывает удивительное в обычном, а будничное в фантастическом. © Дисней · Pixar Animation Studios

     

     

    Вывод

     

    Люди говорят о магии анимации – чуде оживших рисунков. Когда вы находите нужных вам людей, с творческим чутьем и готовностью решать проблемы, и собираете их в одном помещении – вот тогда и происходит волшебство.

     

    Почему студия Pixar только одна такая? Pixar является высокотехнологичной версией старомодной киностудии, и качество – ее главная цель. Как утверждает президент/ученый-программист студии Эд Катмулл, "нанимайте людей умнее себя". Люди в Pixar задерживаются надолго. Они спокойно строят свою карьеру в одном месте, вместо того, чтобы волноваться о поисках новой работы. Они постоянно развиваются, и это стимулирует их быть лучше и сильнее в своем ремесле. Совместная работа один на один, на равных, способствует, а не мешает потоку идей. Вместо того, чтобы терять время, топчась вокруг одной идеи, они находятся в непрерывном опровержении одних идей и поиске новых. В общем, Pixar представляет собой группу уникальных талантливых людей, которые любят то, что они делают, и которым посвящен успех их фильмов.

     

    Арндт, который помогал писать «Историю игрушек 3», ссылается на природу успеха его оригинального сценария к фильму «Маленькая мисс Счастье».  Жизнь и кино удивительны и значимы своей эмоциональной связью. Не попробовать – вот, что значит неудача. Успех приходит к тем, кто, попробовав, отказываются, или слишком наивны для того чтобы сдаться.

     

    Итак, что мы имеем в итоге. Секрет в том, что нет никакого секрета. Уважение и доверие, талант и мастерство – это двигатель, который ведет Pixar к успеху.

     

    Перевод: Natalie Gonchar

    Источник: http://www.awn.com/animationworld/secret-pixar-storytelling

Комментарии

0 комментариев