Журнал

Легендарные 3D-персонажи: Стэнли и Стелла

  • В 1986 году Крейг Рейнольдс, программист и эксперт в области компьютерной графики, создал уникальный механизм поведения объектов на экране. В разгар холодной войны правительство Рональда Рейгана активно финансировало разработки в области искусственного интеллекта и часть средств досталась компании Symbolics. Она специализировалась на производстве программного обеспечения и рабочих станций - мощных компьютеров, нацеленных на решение определённого круга задач. Было у неё и подразделение, занимающееся непосредственно компьютерной графикой - Symbolics Graphics Division, где в то время работал Рейнольдс.

     

    Крейг Рейнольдс


    Проблема искусственного интеллекта была настоящей страстью Рейнольдса. Он мечтал наделить виртуальных существ способностью жить своей жизнью в электронном мире. Наблюдая за объектами живой природы, такими как стаи птиц и рыб, он не уставал восхищаться их грации, совершенству перемещения в пространстве. Что должна "знать и уметь" каждая особь, чтобы сохранять общую гармонию движения стаи? Взглянув на проблему как программист, Рейнольдс пришел к выводу, что:

    • во-первых, каждой особи необходимо соблюдать определённое расстояние от соседей, чтобы избежать столкновений и/или чрезмерной плотности стаи, затрудняющей видимость и движение;
    • во-вторых, особи в стае придерживаются определённого направления движения, в противном случае стая не смогла бы перемещаться, а значит, существует некий диапазон значений направления, за пределы которого особь не может выйти;
    • в-третьих, вся стая состоит их локальных групп, которые, в свою очередь, состоят из отдельных особей. Чтобы избежать хаотичного перемешивания в стае, каждая особь движется, ориентируясь на своих соседей по локальной группе.

     


    Виртуальных особей, наделённых вышеперечисленными способностями, Рейнольдс назвал "боидами", по-английски boids, что расшифровывается как bird-oid objects или объекты, подобные птицам (в стае). Настало время визуализации, в Symbolics Graphics Division закипела работа над компьютерной анимацией боидов. Художником Дином Фостером (сегодня известным по графике и спецэффектам к таким фильмам, как "Звёздные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза", "Гарри Поттер и тайная комната", "Похищение" и ряду других) был разработан облик перонажей. Так как боиды "специализировались" на птицах, главный герой по имени Стэнли обрёл птичий облик. Но боидов можно было легко адаптировать и для анимации рыб, что привело к созданию второго персонажа - рыбки Стеллы.

     

     

    По сюжету ролика Стэнли и Стелла сначала ведут себя как рядовые особи в стаях, а потом отделяются от них и взаимодействуют друг с другом. Они стали первыми персонажами, управляемыми как своим "собственным" интеллектом, так и действиями аниматора, роль которого досталась... Филиппу Бержерону, ныне знаменитому актёру, хорошо известному по фильму "Железный человек 2". Примечательно, что в 1985 году Бержерон участвовал в создании такого легендарного персонажа, как Тони де Пелтри. Официально Тони считается первым "человеческим" 3D-персонажем, выражающим эмоции при помощи мимики и жестов, что, на мой взгляд, спорно. Мне кажется, что первенство в этой ипостаси всё же принадлежит Андрэ, персонажу Джона Лассетера. Впрочем, по требованию читателей я готов и Тони посвятить отдельную статью (примечание автора).

     

     

    Проектом "Стэнли и Стелла" руководил Ларри Мэлони, старый знакомый Рейнольдса. В качестве консультанта был приглашён их общий бывший коллега, гуру спецэффектов, Гэри Демос. Рейнольдс, Демос и Мэлони вместе работали в Triple-I, были "отцами" знаменитого Адама Пауэрса - первого компьютерного 3D-человека, вместе участвовали в создании "Лукера" и "Трона".

     


    В работе были задействованы исключительно рабочие станции Symbolics. Недостаток ресурсов компенсировало мастерство программистов: использовались процедурные текстуры вместо растровых. Так пионеры компьютерной графики в 1987 году создали знаменитый ролик "Stanley and Stella in Breaking the Ice", представленный широкой публике на фестивале SIGGRAPH'87.

     

     

    Однако зрители фестиваля восприняли ролик исключительно как иллюстрацию к докладу Рейнольдса о боидах, прочитанному там же. В 1987 году компьютерной анимацией уже было трудно удивить публику и ролик не стал сенсацией. Популярность пришла к нему три года спустя, когда однофамилец Крейга, композитор Джеймс Рейнольдс, переложил электронную музыку и звуки ролика (автор - Джилл Фрэйзер) на "живые" инструменты, создав мелодичный джазовый мотив, так подходящий романтической истории Стэнли и Стеллы. Ролик с новым звуковым сопровождением получил название "Обретённая любовь" (Love Found) и вошел в первый сборник короткометражной компьютерной анимации The Mind's Eye. В новом исполнении ролик стал очень популярным и часто транслировался по американскому телевидению в начале девяностых.

     

     

    Искусственный интеллект, разработанный Крейгом Рейнольдсом, оказал неоценимую услугу мировой компьютерной анимации. Усовершенствованные модели боидов использовались в таких знаменитых проектах, как "Бэтмен возвращается", "Король лев", "Горбун из Нотр-Дама" и многих других. Сегодня Рейнольдс продолжает свои разработки, моделируя поведение виртуальных существ. Пожелаем ему успеха!

Комментарии

1 комментарий