Одна из старейших техник анимации — это стоп-моушн, зародившийся еще в 1898 году с первым кукольным мультфильмом «Цирк лилипутов». Суть технологии проста: аниматор фиксирует объект в кадре, после чего немного изменяет его положение и делает следующий снимок. Все как в классической анимации, но с реальными физическими объектами. Оживить так можно что угодно — от кукол и продуктов до мебели в рекламе IKEA, для большинства задач не требуются специфические навыки. Благодаря этому стоп-моушн закрепился в медиа как интересный визуальный прием.
Самый богатый по возможностям материал для стоп-моушн анимаций — пластилин. Из него можно слепить все, а в руках настоящего мастера причудливые персонажи будто наполняются душой. Анимация с использованием пластилиновых кукол выделилась в отдельное направление — claymation. В этой статье мы расскажем, как пластилиновая анимация зарабатывала свое место в индустрии, с какими трудностями сталкивалась и есть ли у нее перспективы в эпоху цифровых технологий.

Как появилась пластилиновая анимация
История пластилиновой анимации началась в начале XX века. Пластилин применяли в короткометражных фильмах для создания спецэффектов. Его использовал Эдвин С. Портер в фильме «Веселье в пекарне» 1902 года и Уоллес МакКатчен в политической сатире 1908 года «Кошмар скульптора».
Позже пластилин использовали только для экспериментов, а в массы он попал только в 1950-х годах в мультипликационном телешоу «Гамби». Активное развитие техника получила в руках режиссера Уилла Винтона, который запатентовал термин claymation. Его проект «Приключения Марка Твена» стал классикой жанра.

Наибольшую известность в жанре пластилиновой анимации получила основанная в 1972 году британская студия Aardman Animations, созданная Питером Лордом и Дэвидом Спрокстоном. Их серия «Уоллес и Громит» (1989–2005) получила четыре премии «Оскар», а персонаж Барашек Шон обзавелся собственным мультсериалом на целых шесть сезонов. Мультфильм «Побег из курятника» собрал в прокате 224 миллиона долларов, став самым кассовым стоп-моушн-фильмом.
Кроме пластилиновых мультфильмов, есть даже пластилиновые компьютерные игры. Например, комедийная серия ClayFighter и легендарный квест The Neverhood, для создания которого использовали три тонны пластилина. В России тоже вышла своя пластилиновая игра — «Смешарики. Параллельные миры».

Если говорить о России, сейчас пластилиновая анимация не так сильно развита. В СССР ее развитие было ограничено из-за отсутствия качественного материала — единственный доступный пластилин марки «Гамма» слишком сильно плавился под софитами. Тем не менее это не помешало создавать шедевры.
Александр Татарский подарил зрителям мультфильмы «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», а также работал над заставкой для передачи «Спокойной ночи, малыши». Необычный сатирический мультфильм «Серый волк энд Красная Шапочка» Гарри Бардина получил награды на международных фестивалях.
Из последних российских популярных проектов можно отметить «Мульти-Россия» — цикл миниатюр о разных регионах и народах России. Массовым явлением пластилиновая анимация не стала, но продолжает жить в достойных фестивальных и студенческих проектах.


Как оживает пластилин
Создавать пластилиновую анимацию не так просто. Один из самых увлекательных, но в то же время технически сложных этапов — создание персонажей. Как отмечает Анна Кинг, дизайнер персонажей Aardman, процесс их создания — это полноценная инженерия. Фигуры должны быть удобны для аниматора, учитывать особенности материала и при этом обладать достаточной выразительностью, чтобы передавать широкий спектр эмоций, задуманных режиссером.
В основе большинства персонажей — гибкая арматура из проволоки или пластика, позволяющая менять позы, не нарушая общей формы. На крупных проектах изготавливают десятки копий каждого героя и его отдельных частей, чтобы ускорить процесс анимации и упростить работу над сложными сценами.
В кукольной анимации для этого используют технологию быстрого прототипирования с помощью 3D-печати. Так, для «Коралины в стране кошмаров» было создано более 6000 сменных лиц — это позволило добиться плавной и выразительной мимики.
С пластилином такая техника дается сложнее, но это все еще возможно, например, она использовалась в мультфильме «Побег из курятника». Там для упрощения работы с пластилином комбинировали другие материалы, используя силикон в туловищах куриц.

Когда персонажи готовы, их размещают в декорациях, и начинается кропотливый процесс съемок. В классической кукольной анимации пластилиновые фигуры перемещают в пространстве и фотографируют кадр за кадром. Но существует и перекладка, где используют плоские фигуры, а также комбинированная техника, при которой персонажей снимают на зеленом фоне, а затем монтируют на отдельно отснятые декорации. Независимо от выбранного метода, пластилиновая анимация остается трудоемким и кропотливым процессом.
Почему это сложно
Почему же кукольная стоп-моушн анимация до сих пор используется чаще, чем пластилиновая, несмотря на кажущуюся доступность материала и простоту в создании?
На самом деле пластилиновая анимация — это настоящий вызов даже для опытного стоп-моушн аниматора. Каждый кадр требует не только творческого подхода, но и технической точности, терпения и внимания к мелочам. Это связано со следующими факторами:
— Капризный материал. Пластилин хоть и податлив, работать с ним сложно. Он чувствителен к теплу и освещению, легко деформируется от любого прикосновения, притягивает пыль и оставляет следы. Любой случайный сдвиг может испортить кадр. Плюс — качественный пластилин стоит недешево.
— Важность предпродакшена. Для пластилиновой анимации крайне важно тщательное планирование, потому что пересъемка сцен может быть слишком затратна по ресурсам и времени. Крайне важны сториборды, раскадровка, заранее проработанный сценарий, а лучше — еще и тестовые сцены. Даже в небольших проектах требуется понимание принципов движения, тайминга и выразительности. Ошибка в одном кадре может разрушить весь ритм сцены.
— Времязатратность. На создание одной минуты качественной анимации может уйти несколько недель, а на создание полнометражного фильма — целые годы. В индустрии есть пример проекта-долгостроя — «Безумный Бог» Фила Типпета. Полтора часа анимации создавались около 30 лет. Это крайний случай, но он хорошо иллюстрирует масштаб трудозатрат для реализации некоторых идей.
— Оборудование. Даже для любительских проектов лучше приобрести штатив и пульт для дистанционного включения камеры. Важно организовать стабильное освещение, которое не будет меняться из кадра в кадр.
Все эти сложности делают пластилиновую анимацию достаточно сложным ремеслом, где каждый удачный кадр становится маленьким подвигом.

Есть ли будущее у пластилиновой анимации
Сейчас технологический прогресс открывает новые горизонты для пластилиновой анимации. Удобные мобильные приложения, доступный софт, монтажные инструменты и цифровые камеры позволяют любителям и энтузиастам активно пробовать себя в анимации. На YouTube и TikTok уже десятки, если не сотни, ярких коротких проектов, сделанных с душой и фантазией.
Тем не менее некоторые новшества уже полноценно заменяют пластилиновую анимацию, делая ее менее выгодной для производства в масштабах крупных проектов. 3D софт позволяет накладывать на цифровые модели текстуру пластилина и даже имитирует отпечатки пальцев, что упрощает производство мультфильма и при этом позволяет сохранить «пластилиновую» эстетику. Искусственный интеллект может спокойно генерировать изображения и видео в нужном стиле.
Это не «плохо» и не «хорошо». Это новые инструменты. Возможно, они откроют двери тем авторам, у кого раньше не было ни оборудования, ни материалов, ни команды, учитывая, что направление все равно нишевое. Это особенно ценно, ведь сейчас пластилиновой анимации нужны люди, которые ею вдохновляются и заинтересованы в том, чтобы сохранять ее в медиа. Шанс сохранить ручную работу тоже есть, если будет тот, кто готов гореть этим.
Ведь пластилиновая анимация по сути — это куда больше, чем техника. Это искусство, которое приближает зрителя к его создателю через тактильную природу материала. Несовершенства форм и теплота ручной работы делают каждый кадр уникальным. И, может быть, когда зритель устанет от идеальной компьютерной графики, именно пластилин станет тем, что вернет в анимацию ощущение чуда.
Автор: Ксения Косарева