В воспоминаниях многих людей, выросших на советских мультфильмах, отпечатались образы некоторых пугающих персонажей. Порой они заседают в памяти даже прочнее, чем красивые и харизматичные положительные герои. Так почему же страшные персонажи вызывают столько эмоций? С помощью чего создается жуткая атмосфера? И куда пугающие образы подевались сейчас?
Почему мы запоминаем то, что нас пугает?
Страх – одна из базовых эмоций человека, ведь он отвечает за выживание. Почувствовав страх, человек напрягается, чтобы быть готовым спасать себя. К тому же именно страх является одним из защитных механизмов психики. Когда человек напуган, его мозг вырабатывает определенные гормоны. Самый известный из них – адреналин, который помогает организму справиться со стрессовой ситуацией.
Однако во время просмотра фильмов и мультфильмов подключается еще и банальное любопытство. Зритель понимает, что никакой опасности нет, поэтому теперь ему интересно и волнующе рассмотреть, что именно его напугало. Страх сменяется тревогой. «Не зря все-таки это меня напугало», – думает зритель.
Пугающие персонажи в советских мультфильмов, и почему нам страшно
Робот из «Ну, погоди!» (1984)
Механический Заяц, с которым столкнулся Волк в Доме юного техника, часто всплывает в воспоминаниях и используется в мемах. Из милого робота-помощника механический заяц от удара молотом превращается в жуткое нечто – угловатые формы тела и лица, вместо глаз красно-желтые «визоры», теперь он способен менять длину конечностей и туловища, и он намерен отомстить своему обидчику.
Нас пугает не только внешний вид, но и его «непобедимость» – Волк не может защититься от него или выключить. Спастись можно только бегством.
Интересно, что здесь срабатывает восприятие человеком геометрических форм. Психологический прием, который часто используют дизайнеры, заставляет нас ассоциировать плавные линии со спокойствием, а острые и ломаные — с опасностью. Пока робот был похож на привычного нам персонажа – кругленького и милого Зайца, он казался приятным. Однако его угловатое и злое «альтер-эго» уже не вызывает у нас тех же эмоций.
Ээх из «Ух-ты! Говорящая рыба!» (1983)
Мультфильм-сказка, где злодеем выступает злой дух Ээх. И главная его «фишка» в том, что он постоянно превращается. Морфинг в этом мультфильме добавляет персонажу «зловещести» и загадочности. Его конечности и лицо постоянно в движении, форма тела перетекает из одной в другую.
Сюжет основан на сказке Ованеса Туманяна. Старик во время рыбалки случайно вызывает чудище Ээх, которое дарит ему волшебный столик, напоминающий скатерть-самобранку. Однако Ээх ставит условие: если ответят на все его вопросы старик со старухой, оставит им столик, а если нет, то ждет их страшная участь.
В образе антагониста тревогу вызывает хитрость и неотвратимость его прихода. Казалось бы, не к нам же придет это непонятное нечто. Но мы уже погружены в историю, нам уже страшно, волнующе и жутко.
Чудище из «Аленького цветочка» (1952)
Сюжет мультфильма основан на одноименной сказке Сергея Аксакова и напоминает диснеевскую классику «Красавица и чудовище». Купец едет торговать в заморские страны. Одна из дочерей просит привезти ей аленький цветочек. В погоне за гостинцем купец оказывается на острове, хозяин которого — страшное чудище. Главная героиня отправляется на остров вместо отца и выясняет, что хозяин не так черств и жесток, каким казался сначала.
Больше половины мультфильма один из главных героев представлял собой лишь загадочный голос. Это помогает создать атмосферу таинственности. Кажется, что Настенька одна на Райском острове.
Появление Чудища в кадре становится для зрителя неожиданностью. «Рояль в кустах» обнаруживается внезапно – ни зловещей музыки, ни мрачных красок, ни чудовищных звуков охотящегося хищника. Почему? Да потому что изначально пугать детей никто не собирался
Когда создавался этот анимационный фильм, в «Союзмультфильме» использовали технологию ротоскопирования. Сначала актеров снимали на пленку, после этого на обычном токарном станке закрепляли проектор и отснятый материал покадрово переносили на бумагу.
С персонажами-людьми справились быстро, а вот с Чудищем пришлось повозиться. На актера Михаила Астангова надели халат с подложенной внутрь подушкой, чтобы получился горб, и уже на этапе прорисовки добавили шерсти. Предполагалось, что Чудище должно получиться загадочным и симпатичным, а пугать маленьких зрителей никто не планировал. Однако большие глаза с бесформенными зрачками, рот, точно огромная дыра, и мало схожие с человеческими пропорции сделали чудище не загадочным, а просто страшным.
Тараканище из одноименного мультфильма 1963 года
Экранизация сказки Чуковского повествует от тиране-таракане. Сюжет крутится вокруг того, что все боятся его и не могут совладать с деспотичным нравом.
Нагнетающая атмосфера, а после резкое выпрыгивание Тараканища на экране заставляет вздрагивать. Масла в огонь подливает и музыкальное сопровождение. Добавляет неприятных ощущений и сам образ персонажа – мало того, что главный герой является насекомым, так его нам еще и вблизи показали — длинные усы, большие желтые глаза, мохнатые лапки могут напугать даже взрослого, что уж говорить о детской аудитории. Неудивительно, что его вид вызывает тревогу.
Жена из мультфильма «Его жена курица» (1990)
Явно не детский мультик, который мог попасться многим на глаза в достаточно нежном возрасте. Жуткая здесь не только жена-курица, но и остальные персонажи.
Мрачная атмосфера, тишина, прерываемая бытовыми звуками, грязные цвета – все это вызывает отвращение и тревогу. У персонажей страшные лица и рыхлые тела, проявление их эмоций пугает и отталкивает. Так, например, дергание и широко открытый рот во время смеха незнакомца в шляпе не заставляет смеяться вместе с ним, а наоборот — не вызывает никаких положительных ощущений.
Добавляет жутких ощущений и сумбурность действий. Пропитанный философией мультфильм сложно понять с первого раза, а уж будучи ребенком вообще невозможно.
Вот и получается, что образами напугали, атмосферой безысходности наполнили и оставили размышлять над смыслом мультфильма с тревогой в сердце.
«Ежик в тумане» (1975)
Главный герой мультфильма совсем не пугает, а тревожную атмосферу во многом создает туман и его обитатели.
Маленьких зрителей пугают большеглазая сова, которая неожиданно резко ухает в тишине, и летучая мышь, которая резко проносится в кадре. Взрослых же не столько пугает мультфильм, сколько напрягает своей загадочной и мрачной атмосферой. Она создается благодаря неярким, мрачным цветам, туману, через который ничего не разглядишь, словно сотканным из ворсинок и катышков героям и подходящему музыкальному сопровождению.
Со временем начинаешь задумываться о смысле мультфильма, и тогда пугает уже не резко выскочившая сова, а темы, поднятые в картине.
Что изменилось?
В СССР мультфильмы – не просто развлечение для детей, а способ выразить глубокие философские суждения через нарисованные образы. То, что на тот момент нельзя было передать с помощью спецэффектов в фильме, находило место в анимации.
Мир меняется, и вместе с этим меняется отношение ко многим вещам. Сейчас из детских мультфильмов стараются убрать жестокие, неоднозначные и пугающие моменты, чтобы не навредить детской не оформившейся психике. Некоторые сцены даже иногда вырезают в российском прокате. Например, так произошло со второй серией второго сезона «Гравити фолз» ― в России удалили сцену, где Вэнди ударяет топором Шейп Шифтера. Эта сцена показалась прокатчикам слишком жестокой для заявленного рейтинга.
Мы рассмотрели только малую часть пугающих персонажей из советских мультфильмов. Однако эти примеры хорошо иллюстрируют «фишки», которые помогают добиться жуткой атмосферы.
Автор: Полина Петроченко