В поисках сценарного вдохновения не забывайте про игры, ведь они тоже предлагают уникальные инструменты для сторителлинга. Собрали вторую подборку с проектами, где сюжет впечатляет не хуже голливудских блокбастеров. Погружайтесь в 16 детализированных миров с харизматичными персонажами и увлекательными приключениями. Первая часть подборки — по ссылке.
А если планируете развиваться в сценарном мастерстве, приходите на курс Димы Шрамко — научитесь создавать большие увлекательные истории любого формата.

Pentiment
- Основной сюжет: ~15 часов.
- Полное прохождение (все диалоги и варианты): ~20 часов.
Германия XVI века. Художник-миниатюрист Андреас Малер оказывается впутан в череду загадочных смертей в баварском городке и монастыре. Каждое его слово, взгляд на мир, малейший выбор влияет не только на расследование, финал или репутацию, но и на судьбу жителей — а многое здесь решают слухи, предрассудки, недомолвки.
Pentiment — роскошный образец исторической драмы, где текст и стилистика становятся частью игрового процесса. Для сценаристов эта игра — пример филигранного соединения исторических деталей, философских дискуссий и погружения в культурные пласты эпохи. Большое разнообразие точек зрения, характеров, тем раскрывается через множество возможных путей и исходов.
Это медитативное, атмосферное путешествие сквозь прошлое, где визуальный стиль вдохновлён средневековой живописью и рукописями, а музыка и диалоги воспроизводят дух ушедшего века. Здесь важны нюансы, внимание, искусство наблюдать и постепенно раскрывать чужие тайны, втягиваясь в умное, неспешное повествование.
Ghost of Tsushima
- Основной сюжет: ~25 часов.
- Полное прохождение (все миссии, лисы, лагеря): ~60 часов.
XIII век. В момент монгольского вторжения единственным шансом для Цусимы становится Дзин Сакай — самурай, который вынужден ради выживания народа забыть традиции и принять на себя роль “призрака”. Его борьба — не просто война, а поиски баланса между долгом, самурайской честью и новой тактикой, необходимой для спасения близких.
Ghost of Tsushima — эталон исторического экшена, где сценарий умело играет на темах памяти, внутренней борьбы, необходимости перемен. Личная судьба вплетена в масштабное бедствие, решения игрока меняют отношения с союзниками и финал. Крепкие диалоги, эффектные флэшбеки, столкновение традиций и вызов нового времени делают Дзина героем, которого интересно исследовать снова и снова.
Здесь каждый бой — как дуэль в старом фильме, а пейзажи Цусимы запоминаются надолго. Прекрасная музыка, богатый открытый мир и эстетика Феодальной Японии превращают игру в захватывающий эпос, который невозможно забыть.
Alan Wake
- Основной сюжет: ~10 часов.
- Полное прохождение (все страницы и секреты): ~15 часов.
Знаменитый писатель Алaн Уэйк приезжает с женой отдохнуть в тихий городок Брайт-Фоллс, надеясь преодолеть творческий кризис. Но отпуск быстро оборачивается кошмаром: жена таинственно исчезает, а сам Уэйк попадает в лабиринт собственных страхов и тёмных событий, словно списанных со страниц таинственной книги, которую он сам не помнит, чтобы писал. В поисках правды герой сталкивается с тенями, сверхъестественными событиями и загадками, которые настигают его на каждом шагу.
Alan Wake — эталон атмосферного саспенса: здесь повествование строится на тонкой игре с восприятием реальности, постоянном нагнетании таинственного и элементах метафоричности. Диалоги, найденные рукописи, едва заметные детали создают нарастающее напряжение и вовлекают до самой развязки.
Alan Wake — это настоящий ночной триллер, в котором свет остается вашим последним оружием. Кинематографичная постановка, музыка, напряжённый сюжет и мрачная поэзия превращают игру в атмосферный сериал, который хочется досмотреть до конца и не отпускать из головы.
Detroit: Become Human
- Основной сюжет: ~10 часов.
- Полное прохождение (все маршруты и концовки): ~30 часов.
Ближайшее будущее. Детройт — центр технологического мира, улицы которого наводнены андроидами-ассистентами. Всё меняется, когда несколько из них начинают проявлять волю и ощущать себя живыми. Вас ждёт повествование сразу за троих героев: Коннора, Кару и Маркуса — у каждого свой взгляд на свободу и право находить себя в мире, где граница между человеком и машиной стала размыта.
Detroit: Become Human — блистательный пример нелинейного повествования, где каждое решение влечёт за собой реальные последствия, а сюжет буквально собирается на лету. Сценарий сложен, но прозрачен: любая реплика, любое действие может изменить ход событий, судьбу героев, отношения и даже грядущую революцию. Механика позволяет в полной мере раскрыть философские вопросы о человечности и выборе.
Это динамичный, эмоциональный триллер, в который хочется возвращаться ради новых концовок и неожиданных вариантов развития событий. Особый стиль, музыка, актёрская игра — всё это позволяет лично пройти через уникальный опыт на стыке между технологией и человеческой душой.
Firewatch
- Основной сюжет: ~4 часа.
- Полное прохождение (все локации и диалоги): ~5 часов.
1989 год. Генри, запутавшийся в личной жизни, устраивается смотрителем в глушь Вайоминга. Единственный его контакт с внешним миром — ироничные и трогательные диалоги по рации с напарницей Делейлой. Кажется, работа должна быть простая, но с каждой неделей становятся всё ярче тревожные сигналы: кто-то наблюдает за Генри, лес скрывает загадки, а привычные пейзажи вдруг становятся ареной для психологической драмы.
Firewatch — совершенный образец интерактивной истории, где силу придаёт атмосфера и диалоги. Сценаристы ценят игру за тонкое раскрытие характеров, эмоциональную честность, последовательное наращивание интриги через разговоры и нюансы, в которых прячется романтика одиночества, надежды, страха. Сюжет лаконичен, но удерживает внимание до последнего: отношения Генри и Делейлы оживают в каждом диалоге.
Firewatch — созерцательное, тихое приключение в уникальной эстетике: удивительные виды, волшебная музыка и неспешная, но цепляющая механика делают игру чувственным летом наедине с собой и своим прошлым.
House of Ashes
- Основной сюжет: ~6 часов.
- Полное прохождение (все сюжетные развилки): ~8 часов.
2003 год. Ирак. Американские военные и их противники неожиданно оказываются заперты глубоко под землёй — в усыпальнице древней цивилизации. Кровавые стены, загадочные артефакты и ужасающая тьма быстро дают понять: здесь они враги — не только друг другу, но прежде всего, самому древнему злу. Выживание теперь зависит от доверия, самообладания и способности противостоять страху.
House of Ashes — яркий пример того, как современные хорроры преподносят сложные темы через вариативность выбора и личные истории множества героев. Сценаристы отмечают плотную атмосферу, нервное напряжение, раскрытие даже самых закрытых характера через диалоги, флэшбеки и воспоминания. Выборы — вопрос жизни и смерти, атмосфера саспенса — на высшем уровне.
Каждое прохождение уникально — кат-сцены, звук, неожиданные сюжетные повороты специально подстёгивают волнение. Это мрачный, динамичный хоррор, где страх и драйв всегда идут в паре, а выживание полностью зависит от вашей чуткости и решений.
Man of Medan
- Основной сюжет: ~4 часа.
- Полное прохождение (все маршруты и секреты): ~7 часов.
Группа друзей отправляется нырять за сокровищами затонувшего военного корабля. Но буря, нападение незнакомцев и призрачные руины корабля-призрака превращают экспедицию в борьбу за жизнь: теперь вы затеряны среди страхов, теней былого и призраков войны, и каждое малейшее решение способно спасти или убить любого из героев.
Man of Medan — напряжённая хоррор-драма, целиком завязанная на коллективных и личных выборах. Здесь сценарий строится вокруг баланса между динамикой команды и внутренними конфликтами: каждый член группы зависит от ваших решений, судьба команды находится в руках игроков. Очень удачно сочетаются элементы психологического триллера, страшных тайн и настоящей борьбы со страхами.
Это игра, где каждое действие может стать роковым, а кооперативный режим делает ответственность за героев ещё ощутимее. Кинематографическая подача, атмосферная музыка и зловещий антураж превращают Man of Medan в отличный кооперативный хоррор — идеальный ужин для компании настоящих любителей интерактивных историй.
Mafia II
- Основной сюжет: ~10 часов.
- Полное прохождение (все задания и коллекции): ~15 часов.
Вернувшись из ада войны, Вито Скалетта мечтает о достойной жизни для себя и близких, но Эмпайр-Бэй не прощает слабости. Вместе с верным другом Джо он шаг за шагом втягивается в тёмный мир мафии, всё глубже запутываясь во внутренних разборках и круговороте власти, предательства, жертв и иллюзий о лёгком успехе.
Mafia II — курс по созданию атмосферных криминальных драм: здесь потрясающе проработанные персонажи, живые диалоги и зрелое отношение к деталям эпохи: от бытового юмора — до личных трагедий и сложнейших решений. Игра раскрывает, как личная история переплетается с крупными интригами, какова цена настоящих и мнимых дружб.
Это эмоциональное погружение в эпоху конца сороковых — начала пятидесятых, с роскошным городом, саундтреком, кинематографическими сценами, перестрелками, погонями, бытом мафиози и всей гаммой рисков, искушений, надежд и неизбежных потерь. Настоящая гангстерская сага в динамичном ритме.
Tomb Raider (2013)
- Основной сюжет: ~11 часов.
- Полное прохождение (все гробницы и артефакты): ~20 часов.
Молодая, ещё не уверенная в себе Лара Крофт отправляется в экспедицию на поиски Яматай, но оказывается на странном, полном опасностей острове: кораблекрушение, секты, заброшенные руины, — теперь её ждёт суровая школа выживания. Преодолевая испытания, раскрывая тайны прошлого, Лара становится больше, чем студенткой — рождается легенда, и начинается эпоха настоящих приключений.
Tomb Raider (2013) — это блистательный перезапуск серии, в котором взросление и личная трансформация Лары стоят в центре истории. Сценаристы по достоинству оценят, как через динамические сцены, внутренние конфликты и напряжённые ситуации раскрывается живой характер. Здесь всё продумано: от кинематографичных кат-сцен и сложных головоломок до мотивации роста, чтобы сделать историю по-настоящему человечной.
Сильная режиссура, зрелищные бои, головоломки, отлично проработанные персонажи и особенная музыка делают каждую минуту на острове памятной, а экспедицию кажется настоящим интерактивным фильмом.
Rise of the Tomb Raider
- Основной сюжет: ~15–20 часов.
- Полное прохождение (все гробницы, коллекционные предметы): ~35–40 часов.
После событий Яматай Лара жаждет не только доказать себе важные истины, но и раскрыть тайны бессмертия — на этот раз её путь лежит к загадочному Китежу в Сибири. Безжалостная «Троица» и суровый климат становятся испытаниями, закаляющими Лару и открывающими новые черты характера.
Rise of the Tomb Raider продолжает историю становления героини — здесь на первый план выходят раскрытие тайн, поиск ответов, борьба с личными демонами. Сценаристы оценят переплетение семейных драм, исторических загадок, флэшбеков и найденных документов: через детали окружающего мира игра с каждым эпизодом раскрывает новые стороны Лары и формирует целостную, напряжённую историю.
Здесь ярко меняющиеся локации, эффектный экшен, кинематографичные пазлы, открытые области для исследований, роскошные виды и дыхание настоящего приключения. Всё начинается с цели — но по-настоящему важен сам путь Лары и тот характер, который он в ней выковывает.
Until Dawn
- Основной сюжет: ~9 часов.
- Полное прохождение (все концовки и тотемы): ~12 часов.
Далеко в снежных горах, в заброшенном особняке, группа друзей решает встретиться спустя год после трагедии. Идея отдохнуть быстро рушится: грядёт кошмар, где любое действие или промедление — это шанс на спасение или гибель. Кажется, что в этих стенах оживают не только тайны и воспоминания, но и нечто намного страшнее.
Until Dawn — совершенный интерактивный хоррор-триллер, использующий “эффект бабочки” как главный инструмент сюжета. Смены ракурса, прорисованные характеры, напряжённые диалоги, живые анимации — всё это создаёт подлинную атмосферу тревоги и неопределённости. В этом хорроре каждая деталь имеет значение — финал полностью во власти игроков.
Мрачная музыка, качественная постановка, постоянные сюжетные твисты делают игру захватывающей и желанной для перепрохождения. Компанию друзей ждёт урок на выживание — и только вы определяете, кто доживёт до рассвета.
A Plague Tale: Requiem
- Основной сюжет: ~15–18 часов.
- Полное прохождение (все коллекционные предметы и исследования): ~20–25 часов.
Амиция, её маленький брат Гюго и друг Лукас пускаются в опасное путешествие через средневековую Францию, чтобы отыскать лекарство от страшной болезни. Их путь усложняют полчища крыс, опустошённые земли, недоверие и озлобленность окружающих. Ради спасения друг друга им предстоит не только бороться с внешними угрозами, но и преодолеть внутренние страхи и испытания.
A Plague Tale: Requiem усиливает все мотивы предшественника, акцентируя внимание на эмоциях, моральных дилеммах и психологической эволюции персонажей. Для сценаристов эта игра — мастер-класс по развитию мотивации, раскрытию отношений под давлением внешних опасностей и внутренних конфликтов. Здесь много трагизма и моментов надежды, взросления, нежности и дружбы.
Эта игра — эмоциональный, печально-красивый путь по разорённой Европе. Многообразие локаций, выразительная музыка, карающая атмосфера, харизматичные герои и стелс-испытания создают мощное, глубокое переживание, которое запоминается ещё долго после финальных сцен.
Still Wakes the Deep
- Основной сюжет: ~5 часов.
- Полное прохождение: ~6 часов.
1975 год. Изолированная нефтяная платформа на севере, рабочий Кэмерон Маклей до последнего держится за простую жизнь. Но внезапная тревога и сбой на станции приводят к тому, что из глубин поднимается что-то абсолютно неведомое. Оторванный от всего мира Кэм должен выжить в пробуждающемся кошмаре, полагаясь лишь на смелость, чутьё и надежду на возвращение к семье.
Still Wakes the Deep — атмосферный психологический хоррор, вдохновлённый британским фольклором и темами изоляции. Сценаристов очаровывает здесь мастерское напряжение: игра запирает героя в замкнутом пространстве, где каждый шорох, визуальная или звуковая деталь работает на усиление тревоги. Семейная драма делает историю ещё более близкой, а персонаж живёт настоящими эмоциями.
Still Wakes the Deep — кинематографичный, мрачный триллер, где ресурсы ограничены, опасность реальна, а ощущение полной беспомощности усиливается с каждой минутой. Проходя через все испытания, вы погружаетесь в психологический ужас, который не отпускает ещё долго после финала.
The Banner Saga
- Основной сюжет: ~37–45 часов.
- Полное завершение: ~75–90 часов (с учётом перепрохождений для разных концовок)
Вы оказываетесь в мрачном скандинавском мире, где солнце остановилось на небосводе, а смертельная угроза надвигается на людей и великанов-варлов — это драги, древнее зло, уничтожающее всё на пути. Вам предстоит вести через суровые земли караван — голод, бури, разлады, потери, каждое решение влияет на судьбу спутников и результат сражения за выживание.
The Banner Saga — трёхактная сага о храбрости, жертве и цене каждой отдельной жизни. Сценаристы по достоинству оценят искусное построение истории через сложный моральный выбор: каждое действие даёт отпечаток на героях, сплошной микс драмы, мифологии и эпоса заставляет сопереживать, страдать, праздновать редкие победы.
Это — настоящее атмосферное приключение в скандинавском духе: великолепная анимация, запоминающийся саундтрек, опасные тактические бои, постоянный риск и привязанность, что возникает к каждому персонажу. Цена ошибки здесь высока: каждый финал становится отражением вашего реального выбора.
Oxenfree
- Основной сюжет: ~4 часа.
- Полное прохождение (все концовки и записи): ~6 часов.
Группа подростков отправляется на отдалённый остров — устроить простой ночной отдых на природе. Но открывающийся ими сверхъестественный разлом влечёт за собой волну аномалий: голоса сквозь радиопомехи, петли времени, призраки. Чем дальше, тем отчаяннее становится борьба с чуждыми жителям сущностями и собственными взаимными обидами.
Oxenfree — атмосферная история взросления, где страхи, тревога, мистика и ретро-стилистика гармонично переплелись со смелыми сценарными приёмами. Бесшовные, естественные диалоги идут в реальном времени, персонажи реагируют на всё, игра ощущается невероятно живой и подлинной. Сценаристам стоит поучиться, как раскрывать героев через разговоры, а не скрипты.
Это насыщенная эмоциями сверхъестественная драма, где каждый выбор меняет расклад; каждый диалог — шаг в сторону новой концовки. Музыка, стилистика, атмосфера таинственности и диалоговый импровизационный ритм создают интерактивную городскую легенду — игру, интересную не экшеном, а напряжением, эмоцией, смыслом.
Guardians of the Galaxy
- Основной сюжет: ~17 часов.
- Полное прохождение (все костюмы и журналы): ~25 часов.
В самой пёстрой галактике команда разнохарактерных героев — Звёздный Лорд, Гамора, Дракс, Ракета и Грут — попадает в переделку вселенского масштаба из-за опрометчивой аферы. Их приключения — калейдоскоп опасных миссий, галактических разборок, семейных недоразумений и неожиданных открытий, где каждый диалог меняет отношения в команде, а любая шутка или моральная дилемма влияет на исход всей истории.
Guardians of the Galaxy — яркий пример того, как сценарий в космическом жанре может быть одновременно весёлым, динамичным и глубоким. Живые, органичные диалоги, искромётный юмор, бешеный темп, проработка командной химии: каждый герой раскрывается через конфликт, воспоминания, дружеский стёб и личные трагедии. Большие катастрофы чередуются с тёплыми моментами, сюжет многослоен и живой.
Это взрывная, очаровательная космическая одиссея с потрясающим музыкальным сопровождением эпохи 80-х, запоминающимися сражениями и колоритными персонажами. Даже в короткой реплике — искра, а ощущение реального, живого космоса не покидает до самого финала — здесь и комедия, и блокбастер, и искренняя история о принятии и доверии.
Автор статьи: Кирилл Родионов, начинающий сценарист (@Drhyde085)