Когда анимация только появилась, каждый кадр рисовали вручную профессиональные художники. Тогда ответ на вопрос, нужно ли учиться рисовать, был один: да, аниматору необходим этот навык. Сегодня технологии продвинулись далеко вперед, появились новые способы анимации, и все стало не так однозначно.«Fantasmagorie» Эмиля Коля считается одной из первых анимаций. Чтобы сделать этот короткий ролик, художник нарисовал около 700 картинок.
Сформулировать развернутый ответ на вопрос, можно ли стать аниматором без скиллов рисования, нам помогли наши преподаватели.
Какие навыки нужны для 2D-анимации
В случае с двухмерной анимацией навык рисования если не обязателен, то очень желателен. Тут вам нужно определиться, чем именно вы хотите заниматься: классической покадровой анимацией, перекладкой или скелетной анимацией.
Покадровая анимация
В классической покадровой анимации художник вручную создает каждый фрейм. Это долгий и кропотливый процесс, и без прокачанного скилла качественную анимацию сделать просто невозможно.
Наш преподаватель по классической 2D-анимации, Эдвард Курчевский, комментирует это так:
«Даже начинающему аниматору нужно обязательно уметь рисовать. Вы должны хорошо ориентироваться в пространстве, пропорциях и объемах. Навык рисования поможет вам сделать анимацию не только красивее, но и быстрее. Скорость в современной индустрии — это тоже очень важный момент».
Эдвард дал несколько советов начинающим 2D-аниматорам:
Постоянно рисуйте наброски и скетчи. Необязательно тратить на это по несколько часов. Делайте быстрые зарисовки по 15-20 минут в день.
Ходите на встречи с единомышленниками и попробуйте найти себе ментора, который будет критиковать ваши работы и помогать развиваться.
Пользуйтесь туториалами в интернете, читайте книги.
Рисуйте на бумаге. Так ваш мозг быстрее запоминает информацию, и процесс обучения идет намного быстрее.
Не забывайте про пространство: окружение комнаты, зарисовки улицы. Здесь может помочь сервис Google Maps. С помощью него можно виртуально путешествовать и делать зарисовки со всего мира.
Перекладка и скелетная анимация
Для этих типов анимации прорисовывать каждый кадр не нужно, так как движение создается путем перемещения отдельных частей персонажа. Создание таких роликов не требует прокаченных навыков рисования. Но понимание общих принципов необходимо: насмотренность, знание основ композиции и построения объектов в перспективе, строения тела и освещение.
Если у вас есть возможность хотя бы немного научиться рисовать, то это будет большим плюсом. Это полезно на этапах поиска идей и при планировании анимации. Легче и быстрее зарисовать несколько вариантов и сделать тамбнейлы, чем выставлять позы сразу в программе. Для этого не нужен высокий скилл рисования.
Новичкам можем порекомендовать книгу «Gesture Drawing For Animation», Walt Stanchfield. В ней автор разбирает приемы по построению тела в перспективе из простых форм, на что обращать внимание при проработке ключевых поз и так далее. Также каналы Proko и CG Speak на YouTube будут полезны для самообучения рисованию.
Наш преподаватель курса Ян Богородецкий ответил на этот вопрос так:
«Для работы в технике классической 2D-анимации умение рисовать обязательно, для работы в перекладке — очень желательно.
Я вспоминаю парочку историй о крутых аниматорах, которые не умели рисовать, но при этом хорошо анимировали. По сути, они тоже рисовали, но не карандашом, а «костями» персонажа сразу в софте, или перекладывали символы так, чтобы получился хороший рисунок. То есть рисовать они не умеют, но у них есть хорошее художественное видение. Но такие случаи крайне редки, и хотя бы навык быстрых набросков желательно прокачать».
Нужны ли навыки рисования в 3D-анимации
В сети можно найти много статей, утверждающих, что для 3D-анимации умение рисовать совсем необязательно. С одной стороны так и есть: аниматор работает с моделью, которую двигает, как куклу, в специальных программах. С другой стороны, навыки рисования могут стать хорошим подспорьем в работе и преимуществом при продвижении по карьерной лестнице.
Умения рисовать и создавать чистые силуэты помогут сделать лучшую позу для ваших персонажей. В дополнение к трехмерной анимации, занятия рисованием полезны для понимания веса и анатомии. Это пригодится на этапах планирования и на ранних стадиях проработки анимации. Возможность экспериментировать с разными позами на бумаге всегда быстрее, чем пытаться изобразить своего персонажа сразу в софте.
Опыт рисования важен при построении композиции: вы узнаете о лучших ракурсах расположения предмета и сможете удачнее разместить объект в кадре. Навыки рисования также помогают лучше работать с негативным пространством.
Арсений Тургулайнен, преподаватель курсов 3D анимации, считает так:
«У меня есть художественное образование, но я сам не рисую. Поэтому считаю, что уметь рисовать необязательно. Анимация больше о движении, а не о рисовании. Соответственно, уметь рисовать не обязательно. Но этот недостаток необходимо компенсировать качественной передачей движения. Снимайте себя на камеру перед зеркалом в качестве референса. Наблюдайте, как происходит механика движения и какие включаются мышцы».
У Алексея Медведева, преподавателя курсов 3D анимации, другое мнение:
«Я считаю, что уметь рисовать обязательно, особенно аниматорам. Я каждый день делаю небольшие наброски людей в движении, потому что понимаю: без этого моя работа упрется в потолок. Не нужно рисовать что-то очень сложное или детализированное. Делайте схематичные скетчи, чтобы понимать, как сгибается позвоночник, куда приходит рука в конце движения и так далее.
Очень важный момент: старайтесь рисовать с натуры, а не с экрана. Во время этого процесса, наш мозг очень хорошо включается. Нам нужно обработать гораздо больший объем информации, в том числе перспективные искажения. Знания основ академического рисунка помогут вам легче укладывать живые объекты в ограниченное пространство бумажного листа».
Алексей также рекомендует книги диснеевского аниматора Уолта Стенчфилда (Walt Stanchfield. Drawn to Life) и приводит несколько его цитат для вдохновения:
«Первый кусочек вкусного блюда кажется таким аппетитным, но после получаса пережевывания одного и того же, вкус практически не ощутим. Так и художник, поймавший вдохновение или ухвативший суть позы в движении, сначала поражен ее четкостью и выразительностью, но после того, как первое впечатление уходит, снижаются и шансы запечатлеть все на бумаге. Поэтому наша цель в том, чтобы сразу же уловить первое впечатление, пока оно еще свежее, пока оно не испарилось. Иначе оно исчезнет насовсем».
«Когда вы рисуете человека, не надо стараться скопировать его до мельчайших деталей с фотографической точностью. Попытайтесь изучить, ухватить и передать смысл, суть его позы. Постарайтесь сконцентрироваться на основных принципах: сжатии и растяжении, балансе, распределении веса. Как эти приемы смогут нам помочь? Копирование модели без осознания, зачем вы это делаете, напоминает переписывание чужих романов с целью научиться писать книги». Уолт Стэнчфилд — американский аниматор, писатель и педагог. Среди учеников Стэнчфилда многочисленные известные аниматоры, такие как Брэд Берд, Джон Лассетер и многие другие.
Подведем итоги
Если вы планирует связать свою карьеру с классической анимацией, вам нужно учиться рисовать. Если вы хотите работать в технике перекладки, скелетной анимации или 3D, добиваться идеальных навыков не обязательно. Тем не менее нужно постоянно тренировать свою насмотренность и наблюдательность. Нужно понимать, как объекты соотносятся друг к другу в пространстве и как работает перспектива. Очень важно уметь достоверно передавать движение, поэтому нужно изучать анатомию.
Автор текста: Юлия Хлебко