«Команда работает как магическая фабрика»: как устроен пайплайн «Шушумагии»

27 июня 2025
Время чтения: 8 мин.

Как создается одна серия «Шушумагии» — от первых строчек сценария до финального звука? На недавнем стриме шоураннер и режиссер-постановщик Софико Бадалова и линейный продюсер Ася Ботнева рассказали, как собирался 36-й эпизод второго сезона — «Песня дружбы». В этой статье — пересказываем главные идеи из разговора и разбираемся, как анимационная компания «ЯРКО» и студия «Сахновский парк» создают магию на экране. 

Как гайды помогли распаковать креативный потенциал 

У команды была цель — рассказать яркие, интересные истории и при этом выстроить процесс так, чтобы работать было удобно и эффективно. Ко второму сезону уже была на руках подробная библия сериала, карта мира, магический гайд, а также множество проработанных локаций и персонажей. И тогда стало понятно: все это можно использовать не только как материал для новых сюжетов, но и как инструмент для планирования производства.

Вместе с художником-постановщиком, арт-директором и ассет-менеджером команда собрала гайды для сценаристов и режиссеров. В них указано, какие сцены можно сделать быстро, а какие потребуют большей вовлеченности. Задача гайдов — не ограничить креативную группу, а наоборот, вдохновить. Сценаристы, например, могут оттолкнуться от уже готовых локаций или даже второстепенных персонажей — и построить вокруг них целую историю. 

Кроме того, на этом этапе художественный и сценарный отделы помогли сформировать структуру второго сезона. Благодаря ей команда синхронизировалась по драматургическим задачам с возможностями художественного отдела, чтобы найти оптимальный подход. 

«Бывает, серия легкая для художников, но сложная для аниматоров — и наоборот. Чтобы не перегружать команды, мы распределили серии по уровню сложности. Например, 36-я серия, «Песня дружбы», изначально была задумана как простая для художников. Мы хотели дать ребятам немного выдохнуть перед более сложными эпизодами», — говорит Софико Бадалова, шоураннер «Шушумагии». 

Этап 1. Сценарий 

Работа сценариста всегда начинается с технического задания — именно там он узнает ключевые особенности будущего эпизода. В серии «Песня дружбы» такой особенностью стала музыка: минутная песня, записанная хедлайнером проекта и автором заглавной темы, Миланой Хаметовой. Песни — необязательный элемент эпизодов «Шушумагии», поэтому задача перед сценаристом стояла нетипичная. Главное — встроить мелодию в сюжет так, чтобы она не сломала драматургию и сохранила общий ритм серии. 

Кроме того, важно было:

  • Уложиться в рамки сложности производства,
  • Сохранить фирменный стиль повествования,
  • Не потерять горизонтальный бит серии.

После того как сценарий написан, команда собирается на финальную читку. В ней участвуют все: шоураннер, редактор, автор сценария, главный редактор, линейный и исполнительный продюсеры, режиссер-постановщик, художник-постановщик, выпускающий режиссер, режиссер аниматика и ассет-менеджер. Читка проходит вслух, по ролям. Обстановка непринужденная, с юмором. Важно вовремя понять, если что-то звучит неестественно или шутка не работает. Это момент, когда сценарий еще можно поправить, чтобы избежать лишних правок на аниматике.

«Очень классно, что на этом этапе мы еще можем что-то изменить. В 36-й серии, например, по сценарию десять персонажей заходят в кадр. Для сценариста — это просто строчка, а для аниматора — настоящая боль. Мы сразу спрашиваем: «А точно нужно, чтобы все десять были в кадре?» И начинаем вместе думать, как решить это монтажно. Такая техническая специфика, наоборот, помогает — и креативу, и команде», — рассказывает Ася Ботнева. 

Готовность к диалогу и забота о коллегах — часть общей культуры внутри студии. Ася и Софико подчеркивают: на каждом этапе пайплайна важно думать не только о своей задаче, но и о тех, кто будет работать после. Один из тревожных сигналов — фраза «потом поправим». Когда все понимают, что производство — это связка, где каждый зависит от другого, нельзя передавать дальше то, с чем будет тяжело работать.

Этап 2. Аниматик 

Дальше эстафету подхватывает режиссер аниматика. Его работа начинается с брифа. На этом этапе сценарий вновь читают, но уже с постановочной точки зрения. Режиссер задает вопросы, участвует в брейнсторме идей и делает пометки для последующих этапов. В брифе также участвует художник-постановщик — он консультирует по фонам и другим визуальным материалам. После этого режиссер приступает к работе над аниматиком, которая разделена на несколько блоков: 

  • Битборд
  • Раскадровка
  • Драфт аниматика
  • Финальный драфт аниматика
  • Финальный аниматик 

Сначала режиссер аниматика создает битборд — черновик ключевых моментов раскадровки. В помощь ему идут мастер-фоны — их аниматикеру отдают заранее, чтобы оптимизировать работу художников. С мастер-фонами не нужно думать о ракурсах, а можно сосредоточиться на том, как расположить персонажей в кадре. Но если у режиссера есть идея ракурса, который лучше сработает на драматургию, он может предложить его. 

Режиссер аниматика: Юлия Войнова

Потом вся производственная команда встречается на лид-просмотре битборда. Каждый знакомится со своим фронтом работы, помогает режиссеру выбрать лучшие визуальные решения и погружается в атмосферу будущего эпизода. Серия «Песня дружбы» на битборде выглядела так: сначала девочки поют песню в кадре, затем музыка звучит за кадром, а на экране появляются нарезки из предыдущих эпизодов.

Получив правки, аниматикер приступает к раскадровке — по сути, делает более подробный битборт всего эпизода. На этом этапе он уделяет особое внимание монтажу и мизансценированию. Потом приступает к драфту аниматика. Раскадровка оживает, а у персонажей появляются актерские голоса — их записывают еще на этапе сценария. 

«На этапе финального драфта нужно разобрать все задачи, которые следует выполнить до анимации эпизода. На этом этапе персонажи могут быть еще не полностью прорисованы, а их игра — не до конца отточена. Но все ключевые ракурсы и материалы для аниматоров уже должны быть. Здесь в игру вступают ассет-менеджер, художник-постановщик, супервайзер анимации и ведущий риггер. Они оценивают материалы и решают, что нужно доработать, а что — создать с нуля. Важно разобрать драфт с лидами за 2-3 недели до сдачи аниматика, чтобы режиссер учел все производственные потребности и нюансы в финальной версии», — рассказывает Ася Ботнева. 

После сдачи финального аниматика режиссер не выпадает из работы. Он не руководит аниматорами, но следит за созданием серии в общих чатах и системах. Это важно, чтобы режиссер понимал, почему некоторые задумки сложно реализовать. Такое взаимодействие приносит пользу всей команде.

Этап 3. Художественная разработка

После сдачи аниматика в дело вступает департамент художественной разработки — один из самых вовлеченных на всем пути создания серии. Художники могут подключаться еще на этапе сценария или битборда и остаются с проектом вплоть до финальной сдачи эпизода. Именно поэтому пайплайн устроен так, чтобы сберечь силы этого отдела. 

Художественная разработка — это масштабная и кропотливая работа. Здесь особенно важна координация между художником-постановщиком, ведущим художником и ассет-менеджером — ведь сущностей, которые создают художники, много, и все они нужны в разное время. На 36-й серии художники могли выдохнуть: большая часть фонов и ассетов была готова заранее. 

Один из ключевых этапов художественной разработки — колорскрипт. Это сценарий серии в цвете: по нему видно, как палитра влияет на драматургию, и наоборот — как драматургия диктует цвет. 

Этап 4. Музыка

Когда аниматик сдан, его передают композитору — начинается работа над музыкальным оформлением. Во всех сериях за музыку отвечает Никита Ямов. У проекта есть библиотека тем, которые повторяются и формируют фирменный стиль. Но почти в каждом эпизоде находится особенный момент, для которого нужно написать новую мелодию. Иногда все можно собрать из готовых треков — главное, правильно их замиксовать. 

На серии «Песня дружбы» композитора подключили заранее — он собрал музыкальную «рыбу», оставалось только записать вокал. Но выяснилось, что не все актрисы поют. Помогли дубли, автотюн и чуткость Никиты. Не обошлось и без неожиданных поворотов: внезапно пропал бэк-вокал, и часть записей пришлось делать на айфон — прямо в шкафу. Но в итоге все срослось — и песня зазвучала, как надо.

Этап 5. Анимация 

Серию «Песня дружбы» анимировала студия «Перцы». Для команды она оказалась непростой — в эпизоде много массовых сцен, что всегда требует особенного внимания и усилий. Несмотря на то что 40 секунд серии были составлены из предыдущих эпизодов, это мало упростило работу. К тому же проект достался команде накануне новогодних каникул. Однако «Перцы» справились блестяще.

Этап 6. Звук

Со звуком в 36-й серии все шло по плану — главное было уложиться в сроки. «Звукорежиссер у нас креативный: на первой итерации он любит пошутить и вставить забавные звуки. Больше всего прикалывались над звуком голодного живота в «Песне дружбы» — долго перебирали варианты, прежде чем выбрали финальный», — говорит Софико Бадалова.

Этап 7. Композитинг 

Отдел композа подключается последним. Обычно на этих ребят падает больше всего ошибок, сделанных другими отделами, а сроки уже поджимают. Но студия организовала процесс так, чтобы композеры не исправляли недочеты других, а времени было с запасом. 

Композеры работают по техническому заданию, которое получают от художника-постановщика. В нем описаны все ключевые решения по свету, цвету, наложениям и эффектам. На основе этого документа композеры собирают финальный кадр — объединяют фоны, анимацию, эффекты, а также придают свечение волшебным элементам, созданным FX-художником. На этом этапе рождается магия «Шушумагии». Композеры очень шустрые: они понимают, что замыкают действо и работают четко. 

«На композе мы тоже собираемся всей командой. В этот момент уже не особо восхищаемся серией, все немножко деформированы. Очень классно на этом этапе показать почти готовую серию сценаристам — они не так глубоко вовлечены в процесс и смотрят свежим взглядом. Режиссеры еще могут заглянуть в систему, что-то поправить, а вот сценаристы смотрят уже как зрители. И вдруг они говорят: «Вау, моя серия так классно выглядит!» И ты думаешь — ну, значит, все работает!», — рассказывает Софико Бадалова. 

Этап 8. ОТК

«Цикл жизни эпизода заканчивается сдачей в отдел техконтроля (ОТК). В календарно-производственном плане — нашем главном ориентире — всегда заложено время на проверку и возможные правки от ОТК. Обычно их немного: у команды высокий уровень качества и здоровый перфекционизм.

Вся команда «Шушумагии» работает как магическая фабрика. В этом большая заслуга лидов отделов. У нас потрясающие лиды: каждый когда-то начинал с нуля, рос и в итоге стал супервайзером. Лид на нашем производстве — это человек, который сам умеет все, понимает все тонкости и очень заботится о результате», — рассказывает Ася Ботнева. 

Кстати, 36-й эпизод «Песня дружбы» уже в сети: обязательно переходите по ссылке, чтобы посмотреть серию целиком.

Мы в Animation School учим создавать свои анимационные миры — приходи на курс «Раскадровка и режиссура» или «Сценарное мастерство и режиссура», чтобы за два месяца научиться эффективно визуализировать идеи и прокачать сторителлинг.

Изображения: «ЯРКО»/«Сахновский парк»

Автор: София Иванова