В игровой индустрии тоже есть много возможностей для аниматоров, но чтобы добиться успеха, нужно понимать ее особенности. Мы поговорили со Светланой Шляминой, senior UI/UX дизайнером из студии Fabros (X-FLOW), которая раньше работала аниматором, продюсером и арт-директором. В нашем материале Светлана отвечает на семь вопросов о том, когда аниматору нужны навыки программирования, где найти первую работу и чем сейчас живет гейминдустрия в России и мире.

Чем отличается анимация в геймдеве и мультипликации
В геймдеве, как и в мультипликации, есть 2D-анимация, 3D-анимация, моушн и VFX-эффекты. К ним добавляется анимация на стыке моушн и проектирования взаимодействия — UX/UI-анимация.
В каждом направлении есть свои особенности. Например, в 3D-анимации для игр акцент делается на реализм, а не на стилизацию. Анимация получается менее выразительной, но более техничной. Это особенно заметно на примере мобов — игровых персонажей, животных, монстров. Их движения должны выглядеть естественными и строго соответствовать законам физики, даже если сами персонажи выглядят фантастично.
У нас есть два основных подхода к анимации: анимация на костях и покадровая анимация. Если говорить о пиксельной графике, то здесь мы, как правило, используем покадровый метод. Сначала анимацию создаем в Adobe After Effects. Затем экспортируем в виде покадровой «простыни» в движок, который ее обрабатывает. На выходе получается готовый аниматик.
В геймдеве для 3D-анимации обычно используют Autodesk Maya или Blender, а также анимируют прямо внутри движков, например, Unity или Unreal Engine. Это удобно для анимации механизмов — мехов, автомобилей, танков и прочего. Движки также делают real-time рендер, то есть для этого этапа не нужны отдельные программы — в этом заключается одно из основных отличий пайплайна в анимации и геймдеве.
Для 2D-анимации применяют Spine и Moho, а также Adobe After Effects и Rive. Для создания сложных эффектов прибегают к Houdini, а простые эффекты часто делают прямо в движках благодаря встроенным системам частиц. Cinema 4D в игровой разработке используют редко, так как он больше подходит для кино и рекламы.
Какие навыки программирования нужны аниматору в геймдеве
В больших студиях аниматору не нужны знания программирования, если он не занимается 3D-анимацией и не работает в Autodesk Maya. Таким спецам, вероятно, придется сталкиваться с Python для создания скриптов, но этим можно ограничиться.
Тем не менее профессии на стыке программирования и анимации в геймдеве есть. Речь идет о технических аниматорах — специалистах, которые следят за правильной имплементацией анимации в движок. Они находят и решают проблемы, которые могут возникнуть из-за некорректной обработки анимации. Сбои могут быть связаны как с особенностями работы самого движка, так и с ошибками в риге. Поэтому технические аниматоры хорошо погружены сразу в две области: разбираются в процессе анимации (хотя не анимируют сами) и умеют программировать. Для разных движков нужны разные языки программирования. Например, для работы с Unity нужно понимать C#, а для Unreal Engine — C++.
Технические аниматоры сейчас очень востребованы. Во-первых, они достаточно редки на рынке труда. Если заявить о себе на LinkedIn, то можно быстро привлечь внимание работодателей. Во-вторых, технологии развиваются стремительно, и компаниям выгодно иметь таких спецов. Они экономят силы программистов и повышают продуктивность всей команды.
Такое разделение ролей актуально для больших студий. В инди-командах, как правило, аниматоры берут на себя разные задачи — в том числе технические. Но хорошая новость в том, что современные движки довольно дружелюбны, и многие вещи в них можно делать без программирования.
Как стартовать в геймдеве
В геймдеве бэкграунд не играет решающую роль. К нам можно прийти из любой сферы, если вы опытный игрок с хорошей насмотренностью. Хотя, конечно, профессиональным аниматорам или моушн-дизайнерам стартовать будет проще — многие процессы в индустриях похожи.
Для начала нужно определиться со специализацией. Может быть, вам нравится анимировать мехи, живность или персонажей? Потом нужно создать шоурил, который продемонстрирует ваш уровень мастерства. Например, для начинающего аниматора персонажей важно включить в шоурил базовые персонажные анимации, такие как ходьба, бег, атака, получение урона или смерть.
Если говорить о конкретных направлениях, то 2D-аниматоры или моушн-дизайнеры отлично справятся с UI/UX-анимацией: кнопками, иконками, переходами между экранами. 3D-аниматорам придется уйти в сторону более реалистичной анимации. Индустрии очень нужны специалисты, которые умеют делать анимацию «от первого лица». Для этого нужно хорошо понимать, как устроена моторика рук.
В зависимости от ваших карьерных целей и стиля работы, нужно решить, где искать первую работу. Если человек только начинает карьеру в геймдеве, я советую начать с крупной студии. Там все процессы налажены, роли четко распределены, есть аналитика. Это создает более стабильную и предсказуемую атмосферу, дает возможность спокойно развиваться. Но если вы не фанат четкой структуры, а в работе цените быстрые результаты и возможность постоянно пробовать новое, то стоит присмотреться к инди-студиям. Однако новички в такой среде, как правило, быстрее выгорают.
Потом нужно создать профиль на LinkedIn и указать, что вы открыты к новым возможностям — это базовый шаг. Обязательно добавьте свое резюме и ссылку на рил. Также посматривайте вакансии на hh.ru и Talents In Games, где много предложений для аниматоров. Не забывайте про Telegram, где тоже немало каналов с вакансиями. И, конечно, не стесняйтесь общаться в соцсетях с рекрутерами и людьми из индустрии — возможно, им тоже есть что предложить вам.
Я не раз наблюдала ситуацию, когда рекрутер ищет любого аниматора-дженералиста на простые задачи. Зачастую это выглядело как ловля рыб руками в мутном пруду, потому что большинство кандидатов не ведут профили на hh.ru или LinkedIn. Ведение своего маленького блога в Telegram тоже станет неплохим подспорьем в поиске теплого местечка.
Чем сейчас живет гейминдустрия
По моим наблюдениям, в мобильном геймдеве сейчас очень популярны арканоиды и игры «три в ряд», но это крайне перегретый рынок, и пробиться в нем практически невозможно. В ближайшие 5–6 лет я бы эту тему не трогала. На инди-рынке отлично себя показывают симуляторы ходьбы и игры на поиск предметов. Эти проекты требуют минимальных ресурсов и небольших команд, но имеют успех и неплохо зарабатывают.
Мобильный рынок в основном опирается на взрослых и достаточно платежеспособных бумеров, миллениалов и ранних зумеров. Для них разработчики предлагают фиджет-игры, которые помогают снизить стресс и расслабиться после работы. Например, на этом поле особенно преуспела компания Playrix (Homescapes, Fishdom) — в 2023 году ребята заняли третье место среди разработчиков мобильных игр по выручке.
Поколение альфа воспринимает мир немного по-другому, потому что росло с телефоном в руках. На мой взгляд, они не проявляют особого интереса к сложным проектам и предпочитают простые игры, такие как Subway Surfers. Разработчики мобильных игр подстраиваются под их привычки, переходя на вертикальный формат экрана — как в TikTok. Этот тренд захватывает весь мобильный рынок, а также стриминговые платформы.
Сейчас есть хорошо считываемый тренд на игры, связанные с фольклором и мифологией, особенно если это мифы и сказки народов нашей страны. Также популярны исторические игры, основанные на реальных событиях — например, на периоде Смуты.
Как и в других индустриях, в геймдеве есть тренд на искусственный интеллект. Но для нас это скорее инструмент, часть пайплайна. Он помогает в некоторых задачах: рендерит детали или пишет код. Однако в анимации этот инструмент сильно хромает, а в UI/UX и вовсе бесполезен.
Качественный моушн в играх стал настоящим трендом — благодаря развитию движков стало проще создавать живые и красивые анимации, которые делают интерфейсы более дружелюбными и понятными. В современных AAA-тайтлах, например в Death Stranding, моушн работает на высшем уровне: переходы между экранами плавные, а визуальное оформление просто поражает.
В России геймдеву за последние три года пришлось трудно, но сейчас индустрия выравнивается. В нише появилось много новых возможностей, и маленькие команды стали иметь больше шансов на успех. Например, на тот момент малоизвестные ребята из студии Mundfish запустили игру Atomic Heart. Она выходила в крайне турбулентное время, но имела оглушительный успех. Крупные разработчики вроде «Леста Игры» тоже остаются стабильными. Так что для талантливых специалистов сейчас открыты все дороги.
Как учат геймдеву в Animation School
Мы в Animation School давно учим геймдеву — например, курсы по 3D-анимации для игр появились больше семи лет назад. Там студенты как раз учатся анимировать атаки, смерть, урон, уклонение. В результате они уходят с портфолио работ, с которым можно зайти на свою первую студию.
На мой взгляд, одно из самых больших преимуществ наших курсов — это программа менторства. У студентов есть возможность учиться у профессионалов с крутым опытом, которые не только объясняют сложные вещи простым языком, но и помогают строить карьерную траекторию. К тому же у нас большинство занятий проходит в формате онлайн-встреч. Это очень обогащает процесс обучения: дает возможность получать личный фидбек и общаться с однокурсниками, заводить полезные знакомства.
После каждого курса студенты получают несколько практических кейсов, которые станут основой портфолио. А наши менторы будут рядом, чтобы помочь довести его до такого уровня, который позволит уверенно искать работу на начальных позициях.
Animation School — это не просто школа, но еще и хорошая площадка для нетворкинга и поиска работы. У нас есть живой чат, где всегда можно найти интересные вакансии и обменяться опытом с единомышленниками. А летом мы организуем Слёт аниматоров, на который приглашаем разные студии, активно занимающиеся рекрутингом талантливых ребят. Это отличная возможность не только познакомиться с профессионалами отрасли, но и проявить себя.
Я и сама училась в Animation School на курсе по 3D-анимации у Владислава Калинина. У меня была цель — не только освоить анимацию, но и лучше понять пайплайн, чтобы давать фидбек сотрудникам, налаживать процессы. Параллельно я устраивалась в студию White Room Games арт-директором, и новые знания очень мне помогли.
В этом году в Animation School появилось новое направление по геймдеву. Мы подготовили 18 курсов, некоторые из которых стартуют совсем скоро. На этих курсах мы учим анимировать в Spine, создавать синематики и собирать анимационные системы в Unreal Engine и многому другому. Свой авторский курс есть и у Светланы Шляминой. На нем можно изучить основы игрового UI/UX-дизайна и создать портфолио с пятью ключевыми экранами.
Как выглядит рабочий день senior UI/UX дизайнера в студии Fabros/X-FLOW
С 2023 года я работаю в студии Fabros (X-FLOW). Мой рабочий процесс сейчас устроен так: мне приходит документ на новую фичу — это может быть как целая игра, так и отдельные ее элементы. Я превращаю этот документ в чертеж экранов: создаю lofi-прототип, где уже запланированы все переходы. Затем эти чертежи утверждает продюсер. Если нам нужна помощь художников, я ставлю задачи по чертежам арт-команде, иногда мы рисуем сами. Затем на этапе hifi-прототипирования я добавляю отрисованные элементы. И все работает!
Какие тайтлы удивили за последние пять лет
Stray
Эта игра просто великолепна! Она вышла в 2022 году и стала настоящим хитом. Вы играете за милого котика, исследующего постапокалиптический мир. Преимущество Stray в том, что это инди-проект, который смог привлечь внимание большого паблишера и даже выиграл премию The Game Awards. Это идеальный выбор для тех, кто хочет насладиться атмосферой постапокалипсиса без мрачных тем — просто котик, дружелюбный мир и приятные ощущения. Игра проходит всего за 11 часов, но оставляет массу впечатлений.
It Takes Two
Эта игра имеет терапевтический эффект и помогает справиться с кризисами в отношениях. Изначально разработчики хотели создать необычную платформер-игру, и у них это получилось на все 100%. It Takes Two — это не только про геймплей, но и про глубокую эмоциональную историю, которая заставляет задуматься о преодолении трудностей.
Atomic Heart
Я просто в восторге от этой игры! Она невероятно красива и предлагает уникальный стиль. Разработчики действительно постарались, и я горжусь тем, что это отечественный проект. Atomic Heart привлекает своим креативным подходом и интересным игровым процессом. Это отличный пример того, как можно сочетать эстетику и геймплей.
Pathfinder: Wrath of the Righteous
Проект создала студия Owlcat Games — роскошные ребята, которые сделали еще и самую роскошную ваху в серии Warhammer 40,000. У них получилась отличная ролевая игра, основанная на настолке: с хорошим сюжетом, проработанными персонажами и крепким геймплеем. Все прямо классно, так что для хардкорных игроков — маст-хэв.
Indika
Ну прямо очень красивый приключенческий триллер! Главная героиня — монахиня, сеттинг — альтернативная Россия XIX века. Ребята из Odd Meter говорили, что в процессе создания тайтла опирались на Булгакова и Достоевского. Если любите квесты, головоломки, болота и деревянный модерн — этого вам в Indika отсыпят две горки.