Когда мы начинаем делать анимационный фильм, может показаться, что все сюжеты уже были написаны и сняты до нас. Все темы избиты, и кажется, невозможно придумать ничего оригинального, чтобы удивить или хотя бы заинтересовать зрителя.
Но все не так плохо! Если внимательно присмотреться, окажется, что уникальность нашему сюжету придают вовсе не события. Истории повторяются тысячелетиями, но произведения всегда уникальны. В анимации интерес зрителя вызывают не столько события сюжета, сколько эмоциональные переживания и коммуникации героев, которые проходят через эти события. Каждый герой произведения — это уникальный живой характер. Он испытывает свои собственные неповторимые эмоции и чувства. А на стыке эмоций разных героев проявляется контраст характеров и возможность для конфликта. Вот за чем нам так интересно наблюдать!
Чтобы понять, как должен двигаться наш анимационный герой, в первую очередь нужно задаться вопросами: кто наш персонаж? Какой у него характер, какие у него мотивации и повадки?
А еще нужно понять, что заставляет персонажа совершать движение именно так и никак иначе. Какая работа происходит у него внутри? Он может двигаться рефлекторно, быть в состоянии аффекта, выражать искренние или притворные эмоции, испытывать чувства или использовать язык жестов.
Ниже мы порассуждаем об эмоциях в анимации на основе нашего опыта работы над анимационным сериалом про эмоциональный интеллект. Помогут нам теории советского психолога Алексея Леонтьева и психолога из США Роберта Плутчика.
Леонтьев создал классификацию, в которой делит эмоциональные процессы на три разные категории: животное (аффект), социальное (эмоция) и личностное (чувство). А Плутчик предложил круговую схему эмоций и считал их эволюционным механизмом.
Аффекты | Эмоции | Чувства |
Гнев, ярость, паника, ужас, экстаз, восторг и т.д. | Радость, печаль, брезгливость, удивление, интерес, злость, страх, презрение и т.д. | Любовь, ностальгия, зависть, ненависть, обида, сострадание, благодарность, сожаление и т.д. |
Эволюция эмоционального интеллекта
Представим самый древний организм на ранней стадии развития и мысленно проследим его эволюцию. Пока что он обладает самым примитивным рефлекторным эмоциональным интеллектом, который по мере эволюции будет усложняться и обрастать новыми функциями. Именно обрастать, то есть старые функции не исчезают, а остаются порой на миллионы лет, даже если они уже не актуальны.
Рефлекс
Эмоциональные процессы по своей сути — это реакции на внешние или внутренние стимулы. Поэтому начнем даже не с эмоций, а с их дедушки — рефлекса. Это один из самых древних и самых быстрых механизмов реакции. Рефлекс — очень примитивная программа с одной единственной заложенной реакцией на конкретный внешний стимул.
Как применять в анимации
Да, «программа» рефлекса простая, но зато она выполняется почти мгновенно. Это свойство делает рефлекс незаменимым механизмом для выживания и самой быстрой реакцией персонажа в рейтинге аниматора. Тут работает правило: чем более древний механизм, тем быстрее он приходит в действие. Рефлекс имеет самую короткую цепочку от «увидел» до «отреагировал» и находится непосредственно у «руля» двигательной системы.
Аффект
Примерно в то же время (в глубокой древности) зарождается еще одна функция — аффект. Аффект можно представить как состояние «дерись, беги или замри». Это очень сильное эмоциональное возбуждение, которое позволяет мобилизовать свои силы для спасения жизни. Наиболее ярко аффект проявляется через состояния ярости, ужаса и паники.
Аффект, как и рефлекс, всегда вызывает какой-то конкретный объект или событие из внешнего мира. Что-то, что уже произошло в прошлом. Аффективное состояние нужно человеку для того, чтобы хорошо запомнить этот опыт и не повторить его в будущем. Аффект воспринимается человеком как состояние, как бы само по себе происходящее «во мне». Повторение того же аффективного состояния может привести к «аффективному взрыву», когда человек полностью теряет самоконтроль.
Как применять в анимации
Аффект на втором месте по скорости возникновения и продолжительности после рефлекса. От «увидел» до «отреагировал» уже не мгновение — могут пройти секунды или минуты. Аффект может длиться минуты и часы, и в это время четко видно динамику его развития. Состояние аффекта обычно длится недолго, но зато может выжать все силы героя. В этот момент все системы организма (кроме интеллекта) работают на максимуме: сердце бьется быстро, кровь «кипит» в жилах. Персонаж двигается амплитудно и резко, дыхание частое, речь прерывистая — нарушена или изменена.
В древние времена аффект спас немало жизней, но в современном, более безопасном мире такие состояния чаще мешают: заставляют совершать ошибки, а также испытывать неловкость или стыд. Аффекты оставляют сильный след в эмоциональной памяти, что впоследствии влияет на формирование эмоций. У аффекта и рефлекса есть еще одно важное общее свойство — в отличие от эмоций механизмы их запуска запрограммированы в наших генах и даны нам от рождения.
Эмоции
Эволюция эмоционального интеллекта продолжается. Появляются эмоции — еще один механизм, который впоследствии стал отражением так называемых «высших» эмоциональных процессов: социальных, эстетических и интеллектуальных. Страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение, удивление и ожидание (предвкушение) — это только базовые эмоции, на стыке которых образуется множество других.
В отличие от аффекта или рефлекса эмоции никогда не будут вызваны одним конкретным объектом или событием из внешнего мира. На их формирование влияет множество внутренних и внешних факторов. Эмоции также имеют свойство предвосхищать события, которые еще не наступили. Они воспринимаются уже не как «происходящие во мне», а как состояние моего «я».
Роберт Плутчик считал эмоции эволюционным механизмом, который помогает нам адаптироваться к окружающему миру и выстраивать социальные связи. Он предложил круговую схему, в которой разделил эмоциональные процессы на три уровня по силе проявления: от внешнего круга — эмоции слабой интенсивности, к центру, где находятся «бурные» эмоции. Интересно, что каждая эмоция находится в паре со своей противоположностью (восхищение — отвращение и т.д.).
Как применять в анимации
Эмоции занимают третье место по продолжительности проявления и скорости развития в нашем рейтинге. Обычно они длятся несколько минут, но могут продолжаться и несколько дней. Человек может испытывать несколько эмоций одновременно, при этом они будут смешиваться. Более сильные и продолжительные эмоции придают окраску более слабым и коротким. Одновременно могут возникать даже противоположные (амбивалентные) эмоции.
В отличие от аффекта, эмоции — это культурно-социальное явление, то есть они появились и существуют только внутри социума, а язык эмоций передается из поколения в поколение. Известны случаи, когда человек с раннего детства жил с животными, и такие «Маугли», когда их находили, не владели человеческим языком эмоций.
Тарас Кудряшов, клинический психолог
У нас есть врожденная система реагирования, но способы реакции все-таки обусловлены культурой. Отсюда следует вывод, что не все культуры понимают эмоции одинаково. Та же японская анимация, особенно для внутреннего потребления, немного отличается эмоциональным рисунком. Тем не менее на данный момент этими различиями можно пренебречь, поскольку европейская культурная норма по факту стала стандартом, хоть и с небольшими местными особенностями.
У проявления эмоций есть некоторые корреляции с возрастом и психотипом. У более взрослых людей эмоции постепенно становятся менее выраженными, снижается и скорость реагирования. Также важно учитывать психотипы — например, шизоид реагирует иначе, чем истероид.
Смена эмоций
Смена эмоций — это один из самых выразительных и интересных для зрителя моментов в кино. Но он также коварен для аниматора: зритель будет очень строго судить о достоверности этой сцены. Важно учитывать, что разные эмоции имеют разную продолжительность и скорость развития. Стремительная радость может так же быстро угаснуть, как и появиться. А стыд, например, развивается быстро, но затухает долго и постепенно, иногда оставляя след на годы. Мгновенная смена эмоции на другую или даже на противоположную указывает на неискренность героя. Это хороший способ показать притворного двуличного персонажа.
Как применять в анимации
Типичная ошибка начинающего аниматора — слишком быстрая смена эмоционального состояния. Из таких состояний в реальной жизни не так просто выйти. Например, стыд требует достаточно много времени, чтобы отойти от него, а испуг может быть очень коротким. Для убедительной игры персонаж должен успеть «прожить» эмоцию, если она того требует. То, как меняются эмоции у персонажа, очень влияет на восприятие его характера. Например, у детей эмоции меняются очень быстро, а мудрый старец будет стабилен: его не так просто вывести из эмоционального равновесия.
Эмпатия
Важнейшим инструментом эмоциональной коммуникации является эмпатия — способность воспринимать эмоции других как свои собственные. Это один из древних механизмов выживания, который порождает такие важные чувства, как сострадание. Благодаря эмпатии зритель очень близко к сердцу воспринимает увиденную на экране историю.
Как применять в анимации
Когда мы работаем с несколькими персонажами, нужно учитывать «заразность» эмоций. Если персонаж испытывает сильные эмоции или чувства, это обязательно повлияет на эмоциональное состояние других героев, которые близки к нему. Это работает и в обратную сторону: персонаж, которому безразличен наш герой, не проявит эмпатии.
Язык эмоций
С помощью эмпатии эмоции перестают быть просто системой реакций и становятся полноценным языком для общения. Люди замечают эмоциональные реакции друг друга и учатся распознавать их с раннего детства. Они начинают общаться, выражая свои эмоции при помощи мимики и языка тела.
Эмоции — это первый язык общения, который стал прародителем вербального языка. Поэтому, в отличие от языка слов, он является международным и понятен каждому человеку на планете (с незначительными отличиями, обусловленными разницей культур). По этой причине анимация как искусство эмоций понятна и актуальна во всем мире.
Нужно заметить, что эмоции присутствуют и в письменном способе общения. Текст может быть достаточно эмоциональным, не говоря уже о смайликах и стикерах, которые стали неотъемлемой частью переписки.
Чувства
Следующая ступень эволюции эмоционального интеллекта — это чувства. К чувствам относят такие понятия, как любовь и сострадание, доверие, гордость и т. д. Это самая многослойная, продолжительная и стабильная форма среди всех эмоциональных процессов. Чувства долго формируются, плавно трансформируются со временем и могут существовать годами. В отличие от эмоций, они всегда направлены на конкретный объект во внешнем мире и не подвержены сиюминутным изменениям. Они формируются на основе эмоций, но могут и сами вызывать разные эмоции, в том числе противоположные (амбивалентные).
Как применять в анимации
Чувства формируют характер и мотивацию героя. Они придают эмоциональную окраску герою, как положительную, так и негативную. А иногда — и ту, и другую одновременно.
Язык жестов
Когда герой не испытывает сильных эмоций или держит их под строгим контролем, он использует язык жестов. Многие жесты были позаимствованы из эмоционального языка, а другие сформированы на основе культурно-социальных явлений. Например, «фейспалм», который является вполне естественной реакцией на разочарование, впоследствии стал жестом.
Показать кулак, поднять одну бровь, покрутить пальцем у виска — все эти жесты выполняются человеком осознанно. Именно это отличает жест от эмоциональной реакции, которая происходит неосознанно и порой молниеносно. Интересно, что язык жестов, в отличие от языка эмоций, совсем не является международным. Например, покрутить пальцем у виска в Европе означает «ты псих», а в Африке — «глубоко задумался».
Как применять в анимации
У жеста, если это реакция на что-то, всегда предполагается небольшая пауза на раздумья персонажа между тем, как он заметил и отреагировал. Эмоциональная реакция, в отличие от жеста, будет быстрой и неосознанной. Человек сразу реагирует эмоционально, а уже потом в ход идут жесты.
Другое отличие жеста от эмоциональной реакции заключается в том, что аффект или эмоция на лице будут почти всегда симметричными, за очень редким исключением. Но жест или любое сознательно сформированное выражение лица, наоборот, будут в большинстве случаев асимметричными. Этот принцип можно проиллюстрировать на примере задачи для аниматора: показать притворную радость. В такой сцене будет улыбка, но слегка несимметричная, брови также будут несимметрично подняты. В сцене искренней радости выражение лица будет полностью симметричным.
Интеллект vs эмоции
Интеллект и эмоции существуют в разных областях мозга. Как выяснили ученые, абсолютный приоритет управления организмом принадлежит миндалевидному телу — одной из самых древних частей мозга, отвечающей за эмоциональную память. Оно быстро может взять под контроль тело и почти полностью заглушить работу интеллектуальной части мозга.
Чем сильнее эмоциональное возбуждение, тем хуже работает интеллект. Однако даже в спокойном состоянии человек почти всегда испытывает эмоции слабой интенсивности, которые не сильно мешают ему думать рационально, но придают заметную окраску его движениям и выражениям лица.
Сдерживаемые эмоций
В современном мире существует множество этических установок, которые препятствуют открытому выражению всех наших эмоций. Поэтому мы привыкли сдерживаться, а выражение лица далеко не всегда отражает степень наших переживаний. Более того, самые сильные переживания, как правило, самые личные, и людям, чтобы сохранить их при себе, приходится скрывать их проявления.
«Футурама», Крис Лоудон (режиссер эпизода), 2000 г.
Можно воспринимать контроль и подавление своих эмоций героями фильма как инструмент, который позволяет показать дополнительную глубину взаимоотношений героев. Например, сильный персонаж способен усилием воли сдержать порыв эмоций. Придумать такую сцену, чтобы это выглядело достоверно, — не самая простая задача для аниматора и режиссера, но это высший пилотаж!
Как применять в анимации
В хорошей анимации пластика героя будет отражать его внутреннее эмоциональное состояние, даже если он не испытывает сильные эмоции. Наличие тонких эмоций сделает персонажа живым. Чем детальнее вы продумываете эмоциональные процессы, тем убедительнее выглядит ваша актерская игра в анимации. Герой, владеющий собой эмоционально, в движениях будет собран и эффективен. Тот же герой, подверженный влиянию сильной эмоции, будет неуклюжим и рассеянным. Эмоция становится отправной точкой в анимации. Через нее окрашивается каждое действие персонажа.
Тарас Кудряшов, клинический психолог
На эту тему можно почитать книги Кэррола Изарда, он рассказывает про набор базовых эмоций. Полезной будет и книга Пола Экмана «Психология лжи», по которой снят сериал «Обмани меня» — там хорошо показана микромимика, когда человек пытается сдерживать эмоции, но мелкая мимика его выдает. Там даже есть подробная классификация этих движений — что каждое из них обозначает. Мне кажется, для аниматоров это будет полезно.
Подводим итоги
Одна из важнейших задач аниматора — вызвать у зрителя эмоциональные сопереживания по отношению к героям произведения. Кино — это во многом искусство эмоций, и чем тоньше мы с ними работаем, тем более живым и запоминающимся будет наш фильм.
Важно уделить достаточно внимания описанию эмоциональных процессов на самых ранних этапах создания истории. Проработка характеров героев с точки зрения эмоционального интеллекта является ключом к хорошему литературному сценарию.
А в режиссерской версии сценария стоит уделять особое внимание описанию внешних проявлений эмоциональных процессов и эмоциональных коммуникаций между героями.
«101 далматинец», Вольфганг Райтерман, Клайд Джероними, Хэмильтон Ласки, 1961 г.
Авторы статьи: Глеб Беляков и Карина Погорелова
Telegram-канал авторов: «Креативное Агентство»