Америка, Франция и Япония — лидеры в индустрии анимации. За свою историю каждая страна сформировала отличный от других стиль, и вся современная анимация построена на их основе. В статье описаны особенности и способы применения каждого стиля для той или иной ситуации. Разумеется, четкой границы между стилями нет, однако выделить явные отличительные черты можно.
Французский стиль
Франция — третий в мире экспортер анимации и первый производитель в Европе. Часто французская анимация схожа с анимацией в других странах (например: в основу ложится сказка или комикс, основная ориентация идет на детскую аудиторию, применяются 2D и 3D технологии), но имеет иной подход к повествованию истории и дизайну.
Главная отличительная черта — преувеличенные объемы и движения при минимальной детализации персонажа. Гипертрофированные формы позволяют проще передать зрителю желаемый эффект от анимации. Чаще всего персонажи будут странными, но забавными. Французский стиль использует полную анимацию (прием в мультипликации, когда по ходу сцены изменяется рисунок не только персонажа, но и фона). Все это больше подходит для оригинальных проектов, где автор не стремится к реализму, а на первое место ставит саму идею и концепт истории. Характер происходящего передается с помощью форм и контрастов.
Представителями французского стиля можно назвать следующие работы — цикл мультипликационных произведений «Астерикс и Обеликс», «Смурфики» (сериал 1981 – 1990), «Путешествие на запад». Также сюда можно отнести совместную франко-американскую работу — «Гадкий я».
Рассмотрим особенности французской анимации на примере мультфильма «Астерикс против Цезаря», яркого представителя стиля. Главные персонажи не выделяются точной или реалистичной прорисовкой, характер отражается в формах, что также добавляет комичности.
В динамике также видны гипертрофированные движения. Например, походка Обеликса: части тела персонажа объединены в крупные формы, которые проще анимировать. Широкие и масштабные арки передают задумчивость и огорчение героя, при этом сохраняется главный концепт фильма — комичность. Промежуточных кадров между ключевыми позами немного и при подробном рассмотрении заметны небольшие рывки в движении, но фильм не стремится передать реализм, поэтому это допустимо в данном примере и смотрится гармонично.
«Французы, как правило, более прямолинейны с технической и творческой точек зрения. Возможно, это связано с экономической реальностью. У нас нет инфраструктуры огромных анимационных студий, которые есть в Штатах. Время — деньги, поэтому мы должны быть максимально точными и эффективными.»
Исполнительный продюсер Wizz, Аманда Стаббс.
Американский стиль (Дисней)
Американский стиль также называют диснеевским. Если сначала посмотреть на французскую анимацию, а потом на американскую, то вторая покажется более аккуратной. Формы персонажа больше схожи с человеческими, а рисунок реалистичнее. Также уделяется внимание деталям.
В этом стиле движения плавные и аккуратные. Также используется полная анимация. Стандарт диснеевской анимации в создании иллюзии жизни, которая сохраняется при различной рисовке. Это достигалось аниматорами, которые наблюдали за поведением реальных объектов и переносили их движения на бумагу. Контурные линии тоньше и менее заметны, а тени более мягкие.
Представителей диснеевского стиля обнаружить проще, ведь они оставили огромный след в истории анимации — «Робин Гуд», «Белоснежка и семь гномов», «Русалочка», «Король Лев», «Аладдин», «Лило и Стич».
Рассмотрим особенности анимации на примере мультфильма «Красавица и чудовище» и сравним с французским стилем. Рисовка становится более проработанной, добавляются детали как к персонажам, так и к окружению. Главные герои, как правило, становятся все больше похожими на реальных людей.
Движения Белль плавные, это достигается добавлением промежуточных кадров. Такая анимация требует внушительных временных затрат, но появляется эффект реализма. Анимированных объектов больше, арки движения плавные, анимация не «рвется». Внимание зрителя можно сконцентрировать на более мелких деталях и движениях.
Японский стиль (Аниме)
Японская анимация — самая молодая из представленных. Раннее аниме было вдохновлено западным техниками анимации и Диснеем в частности. Но в итоге получилось нечто другое. Одно из самых важных отличий — это ограниченная анимация (копирование анимационного материала; зацикливание кадров; упрощенное и симметричное изображение). Такая техника позволяет перенести акцент на детализацию персонажа, сосредоточить внимание на музыкальных эффектах и истории. В японском стиле чаще используется резкое перемещение камеры для передачи динамики. Еще одно отличие аниме: сначала создается анимация а затем идет дубляж. В западной анимации, как правило, наоборот — звук записывается первым.
Много различий и в дизайне персонажей: большие глаза с бликами, подробное изображение ресниц, волос, одежды, маленькие носы и рты. В самом стиле много углов и плавных, ослабленных линий. Дополнительный акцент переходит на композицию и персонажа из-за повторного использования общей части между кадрами.
Примеры аниме — «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Покемон» (сериал), «Наруто» (сериал), «Принцесса Мононоке», «Эрго Прокси» (сериал).
В качестве примера рассмотрим «Наруто». Дизайн персонажей явно отличается от предшественников. У персонажа Наруто большие глаза, нос и рот изображены «символично». С приближением объекта в кадре будет больше прорисованных деталей (складки, эмоции, тени). Также в аниме больше контурных линий, что упрощает процесс закраски.
Еще одно важное отличие аниме — длинные сцены, в которых мало анимации окружения. Чаще это наблюдается в разговорных сценах, когда застывает все, кроме рта и, возможно, несколько прядей волос героя.
Представленные стили сформировались в ХХ веке, но прошли разные этапы формирования. На становление требовалось разное количество времени и средств. Каждый хотел предать разное и приоритеты были расставлены неодинаково. Использование того или иного стиля во многом зависит от того, что хочет передать автор, какой жанр у анимации. Очень большое влияние оказывает и целевая аудитория, на которую направлен итоговый продукт.Несмотря на множество различий, все стили анимации базируются на одних и тех же принципах и приемах. Изучить их вы сможете на нашем курсе классической 2D анимации. Познакомившись с основными принципам Диснея под руководством Эдварда Курчевского — преподавателя школы и выпускника французского анимационного университета — вы сможете остановиться на любом стиле анимации и развиваться в выбранном направлении.
Автор: Андрей Болдырев