Чек-лист: как режиссеру проверить раскадровку 

27 декабря 2024
Время чтения: 5 мин.

На этапе препродакшена раскадровка (или сториборд) — ключевой инструмент планирования анимационного фильма. Опираясь на раскадровку, команда рассчитывает бюджет проекта, продумывает пространство и композицию кадра, настраивает темп повествования и определяет эмоциональные акценты. Поэтому качественная раскадровка так важна: с ее помощью можно избежать ошибок на большинстве этапов анимационного пайплайна. 

С раскадровкой работают не только художники-раскадровщики и аниматоры, но и другие члены команды — прежде всего, режиссеры. Они тщательно изучают раскадровку, чтобы контролировать, как будет выглядеть итоговый продукт, и вносят коррективы до начала его производства. 

Преподаватель Animation School, художник-раскадровщик и режиссер аниматиков Александр Кузнецов на основе своего опыта поделился чек-листом, который поможет режиссерам избежать самых частых ошибок в раскадровке. Задайте себе эти вопросы, прежде чем приступить к следующему этапу пайплайна.

Сценарные аспекты раскадровки 

Режиссура начинается со сценария, а раскадровка помогает его визуализировать. Она позволяет заметить сценарные огрехи и вовремя их скорректировать, чтобы улучшить повествовательную структуру и сделать ее более согласованной. Режиссеру будет полезно поразмышлять о таких вопросах:

  • Какие ощущения мы хотим вызвать у зрителя?
  • Что именно мы хотим раскрыть в этой сцене?
  • Чья это сцена — кто главное действующее лицо в ней?
  • Какие изменения будут происходить в сцене?
  • В чем смысл кадра в рамках сцены?
  • Как этот кадр работает в повествовании?
  • Содержит ли кадр нужную или лишнюю информацию?
  • Как этот кадр согласуется с соседними кадрами?
  • Выбор кадра подходит тому, что говорят и делают в сцене?
  • Раскрывает ли выбранная последовательность кадров цель и конфликт диалога? Сделаны ли акценты на важных точках?
  • Насколько диалог ритмичен и похож на словесный поединок: удар, блоĸ, ĸонтратаĸа, захват и так далее?

Режиссерские аспекты раскадровки 

Когда все сценарные аспекты будущего проекта выверены, пора переходить к режиссуре. В раскадровке режиссер обращает внимание на три основных вида движения: актинг («актерская игра» персонажей), мизансценирование (перемещение персонажей и предметов в кадре) и движения камеры (чем они мотивированы с точки зрения истории). 

Ракурсы играют важную роль для режиссеров, потому что камера заменяет зрителю зрение. Например, кадры сверху всегда воспринимаются более отстраненно, чем кадры снизу. И если камера смотрит на персонажа с высоты птичьего полета, то зритель оказывается наблюдателем со стороны. Чтобы добиться нужного эмоционального и эстетического эффекта, постарайтесь ответить на следующие вопросы: 

  • На чем важно расставить акценты в кадре? 
  • Присутствуют ли в кадре плановость и глубина? 
  • Убедительно ли в кадре выглядят объекты и персонажи? Насколько верится в происходящее на экране?
  • Соблюдены ли пропорции персонажей относительно окружения и друг друга?
  • Линейная перспектива отражает характеристику объектива камеры? Иными словами, правильно ли мы используем объектив, чтобы передать конкретный момент? 
  • Правильно ли выбран угол камеры?
  • Чем мотивированы движения камеры и перемещения персонажей? 
  • Соответствуют ли типы склеек истории?
  • Соответствуют ли крупности принципам монтажа? Подчеркивают ли они историю?
  • Насколько хорошо подобраны тайминги сцен и отдельных шотов?

Заключение

Создание раскадровки — быстрый, но при этом очень нервный процесс. Чтобы предугадать все возможные риски на разных этапах пайплайна, нужен опытный режиссер, который сможет вовремя заметить все недочеты. На что обратить внимание в раскадровке — знание, которое приходит с опытом. А еще им могут поделиться люди, которые не первый год работают в индустрии, — например, преподаватели Animation School. 

Если вы хотите научиться работать с раскадровкой как профессиональные режиссеры, приходите на углубленный курс по сценарному мастерству и режиссуре. Он начнется 6 января. Вы изучите все этапы создания анимационного проекта: от основ драматургии и написания пилотной серии до питчинга идей на крупнейших площадках мира.