На этапе препродакшена раскадровка (или сториборд) — ключевой инструмент планирования анимационного фильма. Опираясь на раскадровку, команда рассчитывает бюджет проекта, продумывает пространство и композицию кадра, настраивает темп повествования и определяет эмоциональные акценты. Поэтому качественная раскадровка так важна: с ее помощью можно избежать ошибок на большинстве этапов анимационного пайплайна.
С раскадровкой работают не только художники-раскадровщики и аниматоры, но и другие члены команды — прежде всего, режиссеры. Они тщательно изучают раскадровку, чтобы контролировать, как будет выглядеть итоговый продукт, и вносят коррективы до начала его производства.
Преподаватель Animation School, художник-раскадровщик и режиссер аниматиков Александр Кузнецов на основе своего опыта поделился чек-листом, который поможет режиссерам избежать самых частых ошибок в раскадровке. Задайте себе эти вопросы, прежде чем приступить к следующему этапу пайплайна.
Сценарные аспекты раскадровки
Режиссура начинается со сценария, а раскадровка помогает его визуализировать. Она позволяет заметить сценарные огрехи и вовремя их скорректировать, чтобы улучшить повествовательную структуру и сделать ее более согласованной. Режиссеру будет полезно поразмышлять о таких вопросах:
- Какие ощущения мы хотим вызвать у зрителя?
- Что именно мы хотим раскрыть в этой сцене?
- Чья это сцена — кто главное действующее лицо в ней?
- Какие изменения будут происходить в сцене?
- В чем смысл кадра в рамках сцены?
- Как этот кадр работает в повествовании?
- Содержит ли кадр нужную или лишнюю информацию?
- Как этот кадр согласуется с соседними кадрами?
- Выбор кадра подходит тому, что говорят и делают в сцене?
- Раскрывает ли выбранная последовательность кадров цель и конфликт диалога? Сделаны ли акценты на важных точках?
- Насколько диалог ритмичен и похож на словесный поединок: удар, блоĸ, ĸонтратаĸа, захват и так далее?
Режиссерские аспекты раскадровки
Когда все сценарные аспекты будущего проекта выверены, пора переходить к режиссуре. В раскадровке режиссер обращает внимание на три основных вида движения: актинг («актерская игра» персонажей), мизансценирование (перемещение персонажей и предметов в кадре) и движения камеры (чем они мотивированы с точки зрения истории).
Ракурсы играют важную роль для режиссеров, потому что камера заменяет зрителю зрение. Например, кадры сверху всегда воспринимаются более отстраненно, чем кадры снизу. И если камера смотрит на персонажа с высоты птичьего полета, то зритель оказывается наблюдателем со стороны. Чтобы добиться нужного эмоционального и эстетического эффекта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- На чем важно расставить акценты в кадре?
- Присутствуют ли в кадре плановость и глубина?
- Убедительно ли в кадре выглядят объекты и персонажи? Насколько верится в происходящее на экране?
- Соблюдены ли пропорции персонажей относительно окружения и друг друга?
- Линейная перспектива отражает характеристику объектива камеры? Иными словами, правильно ли мы используем объектив, чтобы передать конкретный момент?
- Правильно ли выбран угол камеры?
- Чем мотивированы движения камеры и перемещения персонажей?
- Соответствуют ли типы склеек истории?
- Соответствуют ли крупности принципам монтажа? Подчеркивают ли они историю?
- Насколько хорошо подобраны тайминги сцен и отдельных шотов?
Заключение
Создание раскадровки — быстрый, но при этом очень нервный процесс. Чтобы предугадать все возможные риски на разных этапах пайплайна, нужен опытный режиссер, который сможет вовремя заметить все недочеты. На что обратить внимание в раскадровке — знание, которое приходит с опытом. А еще им могут поделиться люди, которые не первый год работают в индустрии, — например, преподаватели Animation School.
Если вы хотите научиться работать с раскадровкой как профессиональные режиссеры, приходите на углубленный курс по сценарному мастерству и режиссуре. Он начнется 6 января. Вы изучите все этапы создания анимационного проекта: от основ драматургии и написания пилотной серии до питчинга идей на крупнейших площадках мира.