Animation Club запускает цикл статей, посвященных профессиям в индустрии анимации. В первом материале расскажем о ключевой фигуре в создании анимационных проектов — лид-режиссере. Подробно посмотрим на задачи этого специалиста, обсудим необходимые навыки и предложим маршрут, который приведет к этой должности.
Какие задачи выполняет режиссер анимационного кино
Режиссер анимационного фильма или телесериала — это творческий лидер, который формирует общее видение будущего проекта на четырех уровнях: визуальном, аудиальном, повествовательном и подтекстуальном. Он следит за тем, чтобы этого видения придерживался остальной состав студии.
Иногда режиссеров еще сравнивают с дирижерами. Он выдает задачи командам, которые занимаются дизайном персонажей, раскадровкой, макетом и фоновыми анимациями, обеспечивая согласованность всех элементов. В некоторых случаях он также следит за набором талантливых специалистов, чтобы собрать команду, способную воплотить его идеи в жизнь.
Режиссеры могут работать в анимационной студии фултайм или как фрилансеры, что редкость. Чаще всего режиссеров-фрилансеров нанимают для одной из трех задач:
- Проектная работа. Когда анимационная студия расширяет команду под конкретный заказ и приглашает режиссера, который лучше всего подходит для этой работы. Например, такой подход практикует студия Petrick.
- Сложные сцены. Продюсер может привлечь фрилансера к работе над конкретной сценой, если понимает, что она выбивается из общей специализации уже нанятых режиссеров. Например, в аниме часто фрилансерам передают сложные экшен-сцены.
- Престиж проекта. Иногда продюсеры, чтобы повысить престиж проекта и привлечь определенную аудиторию, приглашают в проект именитых режиссеров.
Что еще делает режиссер
Лид-режиссер — это специалист, который контролирует все этапы пайплайна, начиная с разработки идеи и сценария и заканчивая рекламной кампанией. Но более глубоко он вникает в те производственные процессы, в которых хорошо разбирается сам. Например, если режиссер раньше работал с фонами, он может помогать в этой области. А если у него есть опыт работы аниматором, то он вносит свой вклад в анимацию. Основные задачи главного режиссера выглядят так:
- создавать раскадровку, чтобы визуализировать ключевые моменты сюжета и последовательность событий;
- работать с актерами озвучания в паре с звукорежиссером и mocap-актерами, чтобы добиться нужного качества исполнения;
- контролировать качество монтажа (или монтировать самому, если умеет): определять переходы между кадрами и динамику ленты;
- презентовать проект продюсерам, дистрибьюторам и другим заинтересованным сторонам. В целом, это задача креативного продюсера, но режиссер иногда берет ее на себя, если обладает нужными навыками и свободным временем.
Какие знания и навыки нужны
Hard skills режиссера
Главный хард-скилл для режиссера — это теория режиссуры. Но поскольку специалист погружается во все этапы пайплайна, ему важно разбираться в разных техниках анимации, а также уметь работать с графическими программами. Кстати, недавно мы рассказывали о лучших софтах, которые используют большинство ведущих анимационных студий, — они станут хорошим стартом для обучения.
Soft skills режиссера
Воображение: придумывать уникальные концепции фильмов, которые будут отличаться от других работ;
Лидерство: делиться креативным видением с сотрудниками из разных отделов, вдохновлять их достигать высоких результатов, управлять талантами и принимать обоснованные решения;
Сторителлинг: понимать, как сделать историю интересной и убедительной, как инновационно передать эмоции персонажей и события на экране. Кстати, у нас есть мануал, который поможет сделать эмоции персонажей естественными и убедительными;
Эрудиция в искусстве: погружаться в разные стили и жанры анимации, интересоваться всеми видами искусства, чтобы черпать идеи из разных эпох и течений;
Эрудиция в конкретной сфере: отлично разбираться в том, о чем снимается фильм, знать все подводные камни и уметь преподнести тему под небанальным углом;
Художественный вкус: работать с композицией, светотенью, ракурсами, создавать пространство кадра.
Как стать режиссером анимационного кино
К должности лид-режиссера приведет постепенный рост и развитие внутри индустрии. Многие выдающиеся режиссеры начинали карьеру с работы аниматорами, постепенно накапливая опыт и знания. В их числе — Брэд Берд или Тим Бертон. Хорошими режиссерами могут стать и сценаристы, ассистенты режиссера, операторы. Важно, что на эту должность не возьмут человека с нулевым опытом, поэтому навыки и портфолио важнее образования.
Выучиться на режиссера и получить необходимую квалификацию возможно, но ни курсы, ни университет не заменят опыт работы «руками». Если вы уже долгое время развиваетесь внутри индустрии и создали свою базу проектов, вам подойдут краткосрочные курсы, где можно познакомиться с этапами создания историй и режиссирования проекта. Например, в онлайн-школе анимации Animation School есть три обучения по режиссуре:
- базовый курс по сценарному мастерству и режиссуре,
- углубленный курс по сценарному мастерству и режиссуре,
- базовый курс по раскадровке и режиссуре.
Если вы задались целью выучиться на режиссера еще в школе, то необходимое образование можно получить в колледже или в университете. В России можно присмотреться к таким высшим учебным заведениям, как ММУ, ВГИК, СПбГИКиТ, МИТРО. За границей режиссерское образование можно получить в Токийском университете искусств (Япония), Калифорнийском институте искусств (США), Школе визуальных искусств Gobelins (Франция). Но даже обучившись режиссуре, выпускник не сможет претендовать на эту должность. Можно начать карьеру аниматора или раскадровщика и постепенно двигаться к цели.
Что еще посмотреть по теме
Какие есть виды сториборда/раскадровок
Подкаст «Кто здесь аниматор?»: Иван Пшонкин о том, каково быть режиссером и ведущим аниматором
Как создать злодея? Концепт-арт, анимация, звук, режиссура!
Типы режиссерского монтажа. ЧАСТЬ 1
Типы режиссерского монтажа. ЧАСТЬ 2
Как создать описание персонажа
Как генерировать идеи из артхауса
Источники: ScreenSkills