Многие примерно представляют себе, как создаются рисованные 2D мультфильмы. А что насчёт 3D?
Всё начинается с истории.
Точнее, сначала появляется идея, например, “хочу сделать мультик про ожившие игрушки”. Затем пишется синопсис — краткий пересказ событий, в котором описывается сюжет, основной конфликт и происходит знакомство с героями. Если история нравится продюсерам, то можно переходить к сценарию.
В сценарии детально описывается каждый шаг героя и все диалоги. Параллельно со сценарием начинается поиск и сбор визуального материала в зависимости от стиля мультфильма и эпохи, в которой происходят события. В истории про рыцарей будут отрисовываться мечи и доспехи, а в истории о космических приключениях — скафандры, космические корабли и лазерные пушки. Разрабатываются локации и предметы окружения.
Следующий этап — разработка персонажей и создание раскадровки.
Каждый персонаж рисуется в нескольких ракурсах и получает свой набор характерных поз и эмоций. Затем все герои выстраиваются на одном листе (линейка персонажей), чтобы было понятно соотношение их размеров.
Раскадровка или сториборд — это последовательность рисунков на основе сценария. Похоже на комикс, цель которого — визуализация истории. На этом этапе уже определяются ракурсы и движения камеры, строится композиция кадра и учитываются эмоции персонажей.
Дальше кадры сториборда уточняются, дополняются и объединяются в видеоряд — аниматик. В этот же момент записывается черновой звук вместе с репликами, что позволяет понять длительность диалогов. По сути, происходит первая сборка мультфильма. На этом этапе очень важно добиться цельности повествования, так что нераскрытые сцены дополняются, сюжетные дыры затыкаются, а всё лишнее нещадно вырезается.Аниматик удаленной сцены из «Суперсемейки 2»
Вплоть до этого момента шла стадия препродакшена, которая примерно одинакова как для 2D, так и для 3D мультфильмов. А вот теперь, с началом производства, запускаются уникальные процессы.
Первый в этом списке — этап моделирования. Концепты персонажей, локаций и предметов готовы, теперь нужно всё это воссоздать в трёхмерном пространстве.
Чтобы готовые модели не выглядели такими серыми и унылыми, нужно назначить им цвет и настроить материалы — это этап текстурирования. Именно в этот момент деревянные предметы приобретают узоры на спилах, металлические — характерный блеск, а стеклянные — прозрачность.
Готовые модели персонажей отправляются прямиком в руки технических специалистов, чтобы обзавестись скелетом и системой управления. Только после этого непростого процесса, называемого «риггинг», мультяшные герои наконец обретут способность шевелить конечностями, моргать и выражать эмоции. Разница между моделью и готовым ригом — примерно как между статуэткой и навороченной шарнирной куклой, только в виртуальном пространстве.
Анимация в мультфильмах, в отличие от игр, всегда создаётся на камеру. Поэтому прежде чем передавать персонажей аниматорам, необходимо выставить все ракурсы и движения камер. На основе аниматика собирается лэйаут — та же черновая сборка мультфильма, только теперь в 3D.Лэйаут удаленных сцен мультфильма «Зверополис»
И, наконец, приходит очередь анимации. К этому моменту, как правило, уже записан чистовой звук. Так происходит не всегда, но крупные студии стараются придерживаться именно такой очередности, так как у каждого актёра озвучания свои интонации, скорость произношения, паузы в репликах, и все движения и мимика персонажей подгоняются под конкретные фразы.
На этом этапе герои мультфильма оживают. Аниматоры кадр за кадром меняют позы персонажей, опираясь не только на лэйаут и собственную фантазию, но и на видеореференсы. Это могут быть съёмки дикой природы, игра реальных актёров или, как часто бывает, отыгрыши самих аниматоров:Процесс создания сцены мультфильма «Холодное сердце»
Ткань, шерсть и волосы анимируются не вручную, а при помощи специальных симуляторов. Иногда под такие задачи на крупных студиях с нуля пишутся новые плагины и программы, позволяющие просчитать движения каждого волоска. Удовольствие дорогое, но зато мультфильмы с каждым годом выглядят всё реалистичнее. Примерно в этот же момент добавляются визуальные эффекты — это не только взрывы и магия, но и, например, падающие листья, дым, бегущая вода.
На стадии рендера проект впервые формируется в своём окончательном виде: выставляется освещение каждой сцены, настраиваются материалы, глубина резкости изображения, добавляется размытие в движении. Это тот момент, когда интересная история становится ещё и красивой.
Композитинг — завершающая стадия в процессе визуального производства. На этом этапе происходит объединение всех слоёв анимации, убираются ненужные детали, производится цветокоррекция. И, наконец, готовое видео озвучивается шумами и музыкой — это не только фоновые композиции, но и стук копыт, скрип дверей, гул прибоя.
Как правило, от идеи до релиза полнометражного анимационного фильма проходит 4-5 лет, и над каждой картиной трудятся сотни специалистов. Звучит сложно, но на самом деле это очень увлекательная работа и можно научиться любому из вышеперечисленных этапов. Часто в индустрию приходят уже взрослые люди, сменив нелюбимую профессию на творчество аниматора, 3D-моделлера или раскадровщика.
Но любимые персонажи и новые волшебные миры, несомненно, стоят всех потраченных усилий.
Если статья вам понравилась, оказалась полезной и актуальной, то обязательно поделитесь с друзьями и нам было бы приятно увидеть ваше мнение в комментариях 🙂
Если вы также хотите открыть для себя мир 3D анимации, приглашаем вас на курсы AnimationSchool. Мы обучаем анимации с 2013 года, постоянно дорабатывая и обновляя программу, чтобы наши студенты получали самые актуальные знания и после обучения были востребованы в индустрии.