Аарон Блейз — знаменитый аниматор и режиссер студии Disney. Блейз работал над созданием полнометражных мультипликационных картин: «Красавица и Чудовища», «Аладдин», «Король лев», «Покахонтас», «Мулан» и «Братец Медвежонок».
В 1988 году Аарон Блейз окончил Ринглингский колледж изобразительных искусств и дизайна. После вручения диплома прошел отбор для стажировки на студии Disney. Аарон умел хорошо рисовать, но никогда не оживлял свои рисунки.
В качестве куратора Блейзу утвердили Глена Кина, который являлся одним из ведущих аниматоров в Disney. Именно Кин обучил Аарона Блейза искусству анимации, которое он пронес через всю свою творческую жизнь до сегодняшнего дня.
Карьера Аарона Блейза в Disney продлилась вплоть до 2007 года.
Аарон Блейз: творчество сегодня
Аарон Блейз работает в домашней студии, которую оборудовал сам. Несмотря на любовь к традиционному рисованию, Блейз создает анимацию в программе TVPaint на планшете Wacom Cintiq Pro.
Одним из коммерческих проектов Блейза за последнее время, был рекламный ролик The Bear and The Hare, в котором он выступил в качестве дизайнера персонажей и аниматора. В ролике сочетались классическая рисованная и stop-motion анимация.
Работа над этим проектом вдохновила Блейза на создание собственного короткометражного мультфильма «Снежный Медведь».
«Снежный Медведь»
Основная задумка заключалась в том, чтобы отрисовать каждый ключевой кадр без чистовой обработки. Так зритель мог наблюдать не только оживших на экране героев, но и видеть движение линий, которыми нарисован персонаж.
Рассмотрим подробнее прыжок белого медведя.
Действие происходит на склоне, густо засыпанном снегом. Аниматор выдерживает паузу для знакомства зрителя с персонажем.
Медведь начинает идти с задней правой лапы. Она является ведущей и именно от нее последует импульс к перемещению остальных конечностей.
Когда речь идет о нескольких персонажах в сцене, Блейз советует выделить доминирующего и направить движение остальных относительно основного действия.
Так же происходит, когда движение подразумевается для всех частей тела одного персонажа.
Мы должны принять во внимание то, что лапы медведя передвигаются по снегу и на несколько сантиметров скрыты под ним.
Когда он идет, необходимо показать переднюю лапу на поверхности и поместить обратно под слой снега, обозначая вес, которым персонаж давит на него.
По тому же принципу происходит перемещение левых лап.
Голова во время походки движется вверх и вниз по дуге. Плавные дуги, арки движения очень важны для передачи натурального действия.
Аарон постепенно готовит медведя к прыжку. Он будет намного динамичнее и потому займет меньше времени, чем этап подготовки.
Последняя поза перед прыжком. Аарон Блейз завершает все вторичные действия, выдерживая при этом паузу перед следующим кадром.
Медведь готовится оттолкнуться от поверхности склона.
Происходит смещение центра тяжести на таз и задние лапы, он приседает и отталкивается.
«Когда я анимирую, я замечаю, что не бывает слишком много растяжения, особенно, если действие происходит достаточно быстро. Вам может сойти с рук гораздо больше, чем вы думаете.» – замечает Аарон.
Речь идет о том, что пока персонаж сохраняет траекторию движения по заданной дуге, все манипуляции с его формой, сжатием и растяжением выглядят правдоподобно.
Обратим внимание на то, как вытягиваются передние лапы. Толчок от земли и растяжение происходит в одно и то же время, при том, что движение груди, лап и головы персонажа все еще является второстепенными. Растяжению подвержены также шея, щеки, уши, голова медведя устремлена вперед, даже нос выглядит более вытянутым.
Задние лапы растянуты не совсем натурально для живого существа, но именно такой прием позволит прочувствовать динамичность позы при просмотре анимации целиком. Эта хитрость и придаст сцене выразительность.
Медведь отрывается от поверхности земли и направляется к наивысшей точке маневра.
Живот становится самой увесистой частью персонажа во время полета. В этой позе аниматор делает акцент на сместившийся центр тяжести, что и служит импульсом для преодоления последующего расстояния.
Блейз задерживает героя самой верхней позе, чтобы зритель успел зафиксировать момент. Далее последует переход к завершению истории ― падению медведя.
Тело медведя растягивается снова. Если в первой части анимации, растяжение служило импульсом к прыжку, то во второй половине анимации растяжение является промежуточной фазой перед завершением действия персонажа и всей сцены в целом.
На моменте контакта медведя с поверхностью снега, растяжение наиболее велико ― в этом кадре персонаж развил максимальную скорость падения.
Далее, медведь проваливается в сугроб. История заканчивается.
Выдерживается небольшая пауза для лучшего восприятия зрителем случившегося.
В процессе работы над анимацией, Аарон Блейз опирается не только на знание механики тела своего героя, но и держит в голове историю, замыслы, чувства, эмоции, особенности характера персонажа.
«Я всегда воспринимаю его энтузиазм, как свой. Анимация этого весельчака напоминает мне самого себя, восьмилетнего.»
В своих работах, Аарон Блейз использует метод анимации двойками. При анимации двойками, в общепринятом значении 24 кадра за секунду, мы получим новое изображение в каждом втором кадре, или 12 различных картинок за секунду.
Помимо вышесказанного, у Аарона Блейза есть много полезных советов, с которыми мы предлагаем ознакомиться.
Базовая структура анимации от Аарона Блейза
Перед тем, как приступить к анимированию, Блейз настоятельно рекомендует исследовать идею, найти ее динамичные моменты и области, где все происходит спокойно и размеренно.
Равномерность движения персонажей, объектов и фоновых деталей на протяжении всей работы выглядит довольно скучно и способно плохо отразиться на восприятии картины.
Но стоит только добавить динамики, например, изменить ракурс, расположение персонажа или окружения, сместить линию горизонта или светотеневое решение, то сцена может заиграть новыми красками.
Блейз говорит о том, что в процессе поиска дизайна персонажа, его позы или действия, необходимо усиливать главные элементы, и уводить на задний план второстепенные. Избегать размеренного изображения очень важно.
В наброске слева вся композиция оформлена равномерно. Лицо построено анатомически правильно. Верхняя половина головы равна по размеру нижней. Ничего необычного и интересного мы в герое не видим.
Теперь обратите внимание на перспективное построение частей лица персонажа, нарисованного справа; на наклон его головы и гиперболизацию эмоций.
Улыбка достаточно высоко расположена, а ухо мальчика сильно притянуто к голове, что не совсем реалистично, но для визуального эффекта это работает на высшем уровне.
За счет того, что лицо и волосы в совокупности создают большую площадь для восприятия, зритель еще лучше считывает эмоции персонажа, потому как теперь взгляд устремлен в самый центр лица мальчика.
Необходимость хорошего силуэта
Несмотря на то, каким видом визуального искусства вы планируете заниматься, хороший силуэт – основа повествования истории.
На этом изображении не присутствует ничего, кроме силуэтов, но при этом мы понимаем, кто находится в иллюстрации, что он делает и какую историю рассказывает.
Если силуэт плохо читается, Блейз предлагает подумать над ним еще. Возможно, потребуется сменить ракурс, немного развернуть персонажа, поменять расположение частей тела или предметов, сделать все для того, чтобы поза стала выразительной.
Выразительные позы
Аарон Блейз считает, что для хорошей анимации не нужно рисовать много сложных элементов или бесконечного количества кадров, каждый из которых наполнен уникальным изображением.
Блейз говорит о том, что анимация – это в первую очередь проживание истории персонажа. И любую историю можно рассказать убедительно и просто, если использовать наиболее выразительные позы.
Рассмотрим, как теория Блейза работает на примере ролика Memories.
Сцена состоит из диалога и поз, каждая из которых принадлежит определенной реплике и эмоционально окрашена относительно того, что пытается донести до зрителя персонаж.
- «Воспоминания…» – это размышления героя. Пока она произносит первую фразу, поза зафиксирована.
- «Они согревают вас изнутри». Следующее действие демонстрирует хорошие воспоминания. Крольчиха вытягивается, прижимая к себе передние лапки, наслаждаясь тем теплом, которое ей удалось уловить.
- «Но они так же разрывают вас на части» – последняя реплика диалога персонажа. Она заставляет ее поменять эмоцию радости на грусть, что отражается в позе: теперь она понурилась, направила взгляд в землю, демонстрируя полное разочарование.
Вся анимация состоит из четырех поз, наделенными размышлениями героини. Каждая из них очень просто, но предельно понятно демонстрирует испытываемые эмоции.
Блейз говорит, что главная задача аниматора состоит в том, чтобы найти фразы, способные в полном объеме раскрыть сюжет. После чего, выбрать позы, подкрепляющие эти фразы, соединить одно с другим посредством анимации.
Еще один прием Блейза для того, чтобы сделать анимацию выразительной – не просто выставить позу персонажа и перейти к другой, а взять одну позу и проработать отдельные элементы внутри нее.
Так происходит в работе при анимировании кота.
Действие заключено в пяти выразительных позах персонажа и в полной мере диалог раскрывается внутри каждой из них. Аарон Блейз обращает внимание зрителя на то, как кот качает головой во время перехода от второй к третьей позе, как меняются его эмоции и вытягивается шея в конце анимации.
Выразительные позы, по мнению Блейза, способны не просто утвердить речь героя. Они могут рассказывать историю самостоятельно.
Захлест движения в анимации
В процессе работы над анимацией, необходимо учитывать, говорит Блейз, что одно действие заставляет двигаться ближайшей части тела, одежды, волос, любых деталей персонажа, при этом все элементы движутся асинхронно и зависят от собственного веса, материала и оказанного извне воздействия.
Для наглядности, Блейз предлагает сравнить анимации двух точек:
на первой ― точка перемещается со своей скоростью и по заданной траектории.
Но стоит привязать к ней веревку, как появляются совершенно разные движения, не совпадающие по таймингу и траектории.
Совет Аарона Блейза: думайте о физике объекта, который хотите оживить и об его воздействии на ближайшие части героя или предметы. Такой подход укрепит позицию персонажа в глазах зрителя, сделает его более натуральным и понятным.
Контраст
Если мы посмотрим на центральную и заднюю части льва, мы заметим, что фон и растушевка тела в этой области достаточно светлая, деталей здесь практически нет. Но по мере того, как мы будем смещать взгляд к голове, мы обнаружим затемнение фона, подсвеченную морду и больше проработанных деталей. При рассмотрении изображения целиком, именно голова льва привлекает наше внимание.
Аарон Блейз советует наделить работу контрастом света и тени, разграничить уровни насыщения деталями в разных частях персонажа, сделать акценты.
Использование фотографий в качестве референсов
Мы используем фото- и видеореференсы, составляем мудборды, снимаем отыгрыши на камеру. Но позвольте отметить, что непонимание, как правильно использовать референсы, может свести вашу работу к простому копированию.
Аарон говорит о том, что референсы служат для получения информации, но они не должны диктовать нам, что делать.
Можно собрать референсы по интересующей вас теме и проанализировать их. Выделить удачные ракурсы, освещение, положение тела персонажа или расстановку предметов и использовать их в работе над своей идеей.
Рисование с натуры
Блейз рисует уже более 40 лет, и все эти годы он работал над повышением своего мастерства, постоянно экспериментируя с материалами и техниками.
Блейз говорит о том, что для ежедневной практики, необходимо завести привычку носить с собой блокнот и карандаш, зарисовывать все, что кажется вам интересным. Потратьте на это столько времени, сколько потребуется.
Рисуйте с натуры. В крайнем случае, используйте видео в качестве референсов. Если вы хотите рисовать животных, начните со своего кота, советует аниматор.
Что положить в свое портфолио
На собеседованиях работодатели хотят видеть то, что вы действительно умеете делать на высшем уровне.
Аарон Блейз настаивает на том, что все навыки необходимо показать в портфолио в первую очередь. Это должны быть самые лучшие работы, желательно, чтобы они были в одной стилистике или в одном направлении творчества.
«Лучше показать несколько хороших работ, чем большое количество посредственных. Хороший рисунок, хорошая фигура, хорошие рисунки животных, цвет, хороший дизайн, универсальность – это все то, что мы хотим видеть в вашем портфолио визуальных разработок.»
The Art of Aaron Blaise
Совместно с командой художников, Аарон Блейз на протяжении многих лет трудится над созданием образовательного контента в области искусства и делится своими наработками на личном сайте.
Заключение
Аарон Блейз, талантливый художник, аниматор и режиссер, посвятил изобразительному искусству большую часть своей жизни, каждый день работая над повышением уровня своего мастерства. Благодаря его любви и преданности творчеству, на свет появилось множество прекрасных произведений.
Автор: Мария Бескоровайная