Коллеги, представляю полный список профессий и специализаций, которые мы на сегодняшний день учли. Правки статей по вашим комментариям пока не проводились, но можно оценить полноту или неполноту самого списка.
Список сокращений:
А. - анимация
АВП – аудиовизуальное произведение, в нашем случае – фильм.
КГ – компьютерная графика
КПП – календарный план производсва
БУТАФОР (в кукольной анимации) - специалист, изготавливающий бутафорию. Также употребляется в театральной сфере.
ДИРЕКТОР ПРОИЗВОДСТВА (англ. production manager) – менеджер, осуществляющий планирование, управление и контроль производства аудиовизуального произведения и его обеспечения ресурсами в целом. Обеспечивает запуск производства и поддержание его функционирования. Контролирует сроки работ и объем расходования средств на производстве. Формирует детальные КПП и смету расходов в части, относящейся к производству.
ДИСТРИБЬЮТОР – см. прокатчик.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПРОИЗВОДСТВА (англ. assistant production manager) - менеджер, осуществляющий планирование, управление и контроль работ определенного отдела, этапа или процесса производства АВП и его обеспечения ресурсами.
КОМПОЗИТОР - автор музыкальной фонограммы АВП.
КОМПОУЗЕР (англ. digital compositor) – в КГ специалист по цифровому композитингу. В пленочном кинематографе – син. «художник комбинированных съемок».
КОНСТРУКТОР КУКОЛ - см. мастер по куклам , кукольник
МАСТЕР ПО ДЕКОРАЦИЯМ (в кукольной анимации) - художник, чаще всего ассистент художника-постановщика, работающий над декорациями: создающий их чертежи по эскизу главного художника, разрабатывающий и реализующий их в материале, участвующий в сборке на макете в студии.
МАСТЕР ПО КУКЛАМ (кукольник) - специалист, реализующий эскизы и чертежи куклы в материале. Изготавливает конструкцию куклы, выполняет скульптуру (в основном головы и рук), реализует механику куклы (механика головы, тела или других нестандартных объектов). Также занимается разработками новых технологических решений, поиском новых современных
МАСТЕР ПО КОНСТРУКЦИИ КУКЛЫ АНИМАЦИОННОЙ - специалист, выполняющий конструкцию анимационной куклы по чертежу художника. Определяет ее технологическое решение, готовит все необходимые составляющие для конструкции.
МОДЕЛЕР – в компьютерной графике специалист, моделирующий графические объекты в виртуальной среде. В индустриальном производстве может иметь специализацию: М. персонажей, М. реквизита.
МОДЕЛЕР ПЕРСОНАЖНЫЙ (в 3Д анимации) - специалист, создающий в виртуальной среде модель персонажа, разрабатывающий будущую пластику персонажа .
МОДЕЛЕР РЕКВИЗИТА (пропс) (в 3Д анимации) - специалист, создающий предметы окружения персонажей, виртуальную бутафорию, разрабатывающий мелкую, несложную механику объектов, подготавливающий объекты к анимации и рендеру.
ОСВЕТИТЕЛЬ (в объемном анимационном кино) – специалист по расстановке осветительных приборов на макете.
ОПЕРАТОР (англ. director of photography) (в анимации) – специалист, отвечающий за художественную концепцию, разработку методов съемки и непосредственно съемку кукол на макете или мультстанке в соответствии с требованиями режиссера-постановщика.
ПЛАНИРОВЩИК СЦЕН (в анимации) – специалист по планированию методов и объемов работ по отдельным элементам графической сцены.
ПРОДЮСЕР ЛИНЕЙНЫЙ (англ. line producer) – менеджер, осуществляющий непосредственное планирование, управление и контроль производства аудиовизуального произведения. Регулирует текущий объем выработки и расходования средств на производстве. Принимает участие в формировании КПП и сметы расходов. В А. производстве распределяет работы по отдельным сценам и объектам между цехами или конечными исполнителями, контролирует сроки выполнения работ. Круг обязанностей Л.П. варьируется и устанавливается договором.
ПРОДЮСЕР (генеральный продюсер, англ. producer ) – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат аудиовизуального произведения. Распоряжается интеллектуальной собственностью, полученной в итоге работы над АВП.
К функциям П. относится агрегация трудовых, финансовых, материальных и информационных ресурсов в целях превращения идеи в законченный фильм и его последующего доведения до зрителя. В зависимости от специфики конкретного проекта, на продюсере могут лежать частично или полностью функции установки временных границ и контроля календарно-постановочного плана, утверждения бюджета производства и проката кинопроекта, творческое и техническое качество кинопроекта и т. п. Также П. регулирует юридические и организационные отношения с компаниями-партнерами и внутри съемочной группы, включая вопросы авторского права и несет за них ответственность. П. осуществляет маркетинговые мероприятия, доводя идею фильма и его составные части до формы, востребованной целевой аудиторией.
ПРОДЮСЕР АССОЦИАТИВНЫЙ (англ. associate producer) – от англ. associate: коллега, соучастник, компаньон. Представляет творческие и/или производственные интересы продюсера, способствует их продвижению. Обязанности могут варьироваться в зависимости от типа проекта и устанавливаются договором.
ПРОКАТЧИК (дистрибьютор, англ. distributor) – физическое или юридическое лицо, осуществляющее функции посредника при прокате АВП. Принимает на себя права и обязанности продюсера (правообладателя) по планированию и осуществлению прокатных мероприятий, выступает как представитель продюсера и агрегатор выручки от продажи прав на АВП.
САУНД-ПРОДЮСЕР (англ. sound producer) - продюсер, отвечающий за творческий, организационный и технический процесс создания фонограммы АВП.
СКУЛЬПТОР (в анимации) - специалист, реализующий в объёме и форме эскизы художественных объектов.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ДИНАМИКЕ ОДЕЖДЫ (simulation, cloth artist) - (в 3д анимации) - специалист создающий в виртуальной среде одежду для персонажей с динамическими свойствами , настраивающий эту систему для анимации, и доводящий динамику одежды до необходимого уровня после этапа анимации.
СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕНДЕРИНГУ – в компьютерной графике специалист по синтезу изображения на основе цифровой информации об объектах в виртуальной сцене.
СПЕЦИАЛИСТ ПО РИГГИНГУ (риггер, англ. rigger) - в компьютерной графике специалист по созданию и настройке систем управления виртуальными моделями объектов.
СПЕЦИАЛИСТ ПО СИМУЛЯЦИИ - в компьютерной графике специалист по созданию изображения, симулирующего реальные физические процессы и явления.
СПЕЦИАЛИСТ ПО СПЕЦЭФФЕКТАМ – в компьютерной графике (анимации) специалист, создающий иллюзию физических процессов посредством специального программного обеспечения.
СПЕЦИАЛИСТ ПО СПЕЦЭФФЕКТАМ (digital effects, FX) - (в 3д анимации) – специалист, настраивающий анимацию атмосферных сред в виртуальном пространстве, всё что связано с динамикой частиц: вода, огонь, облака, взрывы, всевозможные разрушения. Этот специалист также настраивает взаимодействие динамики с основной (персонажной) анимацией.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ШЕЙДИНГУ - в компьютерной графике (анимации), специалист по разработке отображения материалов.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ШЕЙДИНГУ ( shading artist ) - (в 3д анимации ) - специалист настраивающий в виртуальной среде отображение материалов из которых сделаны объекты.
СУПЕРВАЙЗЕР (супервизор, англ. supervisor) – руководитель определенного отдела, этапа или процесса работ над аудиовизуальным (экранным) произведением при конвейерном производстве. Может выполнять функции как управленческого, так и художественного контроля по данному направлению.
На практике в рамках вверенного ему направления Супервайзер осуществляет:
- составление детального календарного плана производства и треккинг проекта;
- контроль корректности и полноты материалов поступающих в работу от других отделов;
- текущий творческий и управленческий контроль над процессами и персоналом.
Работает под руководством режиссера и директора производства.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР (англ. tecnnical director, TD) (в КГ и А.) – специалист по разработке и управлению технологической цепочкой производства цифрового изображения.
ТЕХНОЛОГ ПРОИЗВОДСТВА (технический директор) – специалист по разработке и управлению технологической цепочкой производства анимационного фильма.
ХУДОЖНИК-АНИМАТОР (ХУДОЖНИК-МУЛЬТИПЛИКАТОР) – художник, создающий, моделирующий и визуализирующий движения анимационного персонажа, объекта, физического, технического или природного явления на основе режиссерского задания и тайминга сцены. Главная задача Х-А – одушевление/ анимирования персонажей, объектов и среды в анимационном произведении. Он разыгрывает сцену (действие), моделирует характер, пластику и поведение анимационного персонажа или объекта.
ХУДОЖНИК-БУТАФОР - см. “бутафор”
ХУДОЖНИК-ЗАЛИВЩИК – художник, раскрашивающий фазы объекта или персонажа в соответствии с цветовой моделью. См. иллюминатор
ХУДОЖНИК-КОНТУРОВЩИК – художник, прорисовывающий контур или художественно его обрабатывающий. При создании экранных произведениях в целлулоидной технологии Х-К прорисовывает контур на целлулоиде, переводя его с прорисованного художником-прорисовщиком фазованного чистового мультипликата.
ХУДОЖНИК-МУЛЬТИПЛИКАТОР – см. художник-аниматор.
ХУДОЖНИК-ПРОРИСОВЩИК – художник, выполняющий прорисовку мультипликата и фонов в соответствии с исходными моделями.
ХУДОЖНИК-РАСКАДРОВЩИК – художник, создающий раскадровку экранного произведения на основе режиссерского сценария под руководством режиссера и художника-постановщика.
ХУДОЖНИК-ФАЗОВЩИК – художник, выполняющий фазовку посредством заполнения недостающими фазами движения объекта или персонажа промежутки между двумя последовательными компановками в соответствии с расписанным в экспозиционных листах темпом движения.
ХУДОЖНИК ПО ДЕКОРАЦИЯМ - в кукольной анимации ассистент художника-постановщика, работающий на макете с декорациями, подготавливающий декорации к съёмке, руководствуясь эскизами художника-постановщика.
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ - в кукольной анимации ассистент художника-постановщика, специализирующийся на костюмах для кукол, подбору тканей, материалов, изготавливающий эти костюмы на куклах, руководствуясь эскизами художника-постановщика.
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ (англ. digital light artist) – в КГ художник, осуществляющий расстановку источников освещения в виртуальной сцене. Син. «осветитель».
ХУДОЖНИК ПО ТЕКСТУРАМ - художник, создающий двухмерные текстуры для виртуальныхмоделей.
ТАКЖЕ ЕЩЕ НЕ ОПИСАНЫ, но не забыты:
- Режиссер-постановщик анимационного кино
- Художник-постановщик
- Художник по персонажам
- Художник по фонам
- Художник по реквизиту
- Художник по росписи кукол
если есть профессии которых в России фактически нет. Сториборд-ревижн, скетч артист, продакшн артист?
Еще я не согласна что раскадровщик по прежнему художник. Потому что в раскадровке художественная составляющая не главная. И художник поставновщик к расадровке не должен иметь отношения. И где лейаут? это планировщик сцен? очень странное название, потому что больше походит на менеджера планировщик по описанию, чем на художника.
Nadège Mira сказал:
если есть профессии которых в России фактически нет. Сториборд-ревижн, скетч артист, продакшн артист?
Еще я не согласна что раскадровщик по прежнему художник. Потому что в раскадровке художественная составляющая не главная. И художник поставновщик к расадровке не должен иметь отношения. И где лейаут? это планировщик сцен? очень странное название, потому что больше походит на менеджера планировщик по описанию, чем на художника.
Не согласен, раскадровщик должен быть художником.
Мне тоже не понятно зачем придумывать русские названия профессий(чаще всего оопераясь на старое, советское производство). Работая на производстве, у большенства уже осели англоязычные термины. С лингвистической точки зрения во взаимствовании нет ничего плохого, примеров масса (вуаль, сахар, матрос и тд и тп)
Есть лайаутартист и все очень чекто понимают что он делает, а планировщик сцен... я не очень понимаю...
и ХУДОЖНИК-аниматор ..зачем эта преставка? если говорить о производстве 3Д... процентов 50 аниматоров совсем не художники
Ольга, извините, никогда не слышал чтобы лэйаутистов называли так как вы
Замечания:
"Художник-контуровщик" - всёже целлулоидная технология -это сейчас архаика, лучше будет уточнить в форме исторической ремарки (например в скобках)). Но профессия/должность на производстве существует в сцепке с другой обязанностью - фазовкой. То есть это один цех - ФК (фазовка-контуровка). И на "бумажном" 2D графическом производстве, и на "цифровом".
"..переводя его с прорисованного художником-прорисовщиком фазованного чистового мультипликата." - прорисовщики на большом, структурированном производстве фазовкой не занимаются. Другое дело, что существует (по мере необходимости) некий промежуточный контрольный этап, который называется "черновая фазовка" - выполняется, как правило, по черновому мультипликату (теми же проф. фазовщиками, стажёрами, начинающими ассистентами).
"Художник - прорисовщик" - фоны не прорисовывает, за исключением некоторых фоновых ДЕТАЛЕЙ (или МОДЕЛЕЙ), обычно контактных с персонажем. "Художник-график по фонам" может являтся штатной бюджетной должностью (зависит от производства).
Я смотрю фильмы на сайте https://lordsfilms.space/
А я вот люблю сайт лордфильм . Он просто шикарен.