Журнал

Мысли вслух

  •  

    В знак уважения Эдуарда Васильевича Назарова.

    Хочу тем самым поздравить его с президентской премией.

     

    Этот очерк предназначен для молодых начинающих аниматоров, но думаю бывалым тоже будет интересно почитать. Повторение - мать учения.

     

    Мне хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу моей самой любимой сцены, самого любимого мною мультфильма. Момент знакомства Пса и Волка в мультфильме "Жил был пес". Еще ребенком эта сцена запала мне в голову. И только сейчас, будучи профессионалом, разбирая и анализируя ее, я могу предположить почему она так хорошо выглядит. И дело совсем даже не в техническом аспекте. В этой анимации нет ни сквошей и стречей, арок, слоу ин  слоу аутов. Все это не имеет никакого значения. В моем понимании, самое главное и ценное в анимации персонажей это идеи и интересные необычные актерские находки. Чем хороша данная сцена? Я бы выделил следующее - лаконичность, четкий контраст (тайминга, эмоций, характера) и актерские находки.

     

     

     

    Лаконичность

    Чем лаконичнее образ и материал, тем лучше он воспринимается аудиторией. Не стоит усложнять и наслаивать кучу идей в одну сцену. Лаконичность - сестра таланта. Но при этом важно понимать значение сцены. В данном случае знакомство с новым персонажем. Так как это не полный метр и необходимо в сжатое время рассказать как можно больше о Волке, для этих целей актерская игра как никак кстате. Достаточно взглянуть на позу и жесты персонажа, чтоб понять кто он, откуда, и догадаться о его прошлом.

     

     

    Контраст

     

     

     

    Характер волка очень четко контрастирует с характером пса. Один из них дикий «бандюган», другой - «послушный и примерный».

    Помимо этого, в сцене которую мы разбираем, сами эмоции волка контрастируют между собой и сменяются несколько раз. Также мне понравился переход из внутреннего диалога на внешний и обратно. Это делает персонажа очень живым и может рассказать о нем очень многое. Я выделю следующии ключевые фразы* данной сцены:

    (* под фразой я имею отдельные биты, моменты, отрезки)

     



    - отчитывание, осуждение (внешний диалог);

    - воспоминания о былом (внутренний диалог);

    - острит, шутит (выход из внутреннего диалога на внешний);

    - уморительный смех;

    - приступ боли (как кульминация);

    - уход во внутрений диалог (твою мать, мой ревматизм).

     

    Отдельно стоит отметить контраст тайминга. Если разложить схеамтично, то это будет выглядить примерно так. “Мелодия” анимации.

     

     

    Актерские Находки

    Ну и наконец, изюминка данной сцены это актерская игра. Как я писал выше, данная сцена является визитной карточкой волка, т.е. в языке тела и жестах рассказывается характер персонажа и его предысторию. Я не знаю кто был аниматором данной сцены и были ли заложены данные жесты в раскадровку, была ли это идея Эдуарда Назарова, но могу сказать одно - автор сего талантливый человек.

    Я бы хотел выделить два жеста, которые мне безумно понравились. Они имеют свой поддекст и не требуют обьяснения или диалога. Язык тела в чистом своем проявлении.

     


     

    Первый жест - медленный поворот головы и выход из внутреннего диалога. Можно подумать, что после долгих воспоминаний о прошлом ему в голову пришла остроумная шутка, и вот он решил ее донести до своего нового друга. Ехидство.

     

     


     

    Второй жест - поворот головы с кривой мордой. Самый ценный жест данной сцены.

    Очень хорошо о нем сказал Юрий Норштейн:

    “...В одном жесте – прожитая жизнь. Жест полной безнадежности и смирения: отбегал, отъел-отожрал, и ревматизм замучил…”



    Мораль - не прячте свою анимацию в ширме вычищенной, “правильной”, красивой анимации. Никому не интересно смотреть, если в персонаже нет жизни.

     

     

     

     

     

    Всем удачи в конкурсе и терпения в освоении анимации!

     



    PS:   На момент написания очерка, я наткнулся на интересную статью, в которой Юрий Норштейн разложил все по полочкам лучше меня:

    “Фильмы Назарова можно разбирать по кадрикам, по деталям и по клеточкам. В каждом элементе обнаруживается великолепное, подлинное мастерство, которое, к сожалению, утеряно в нашем поколении мультипликаторов. А Эдуард обладает удивительным, уникальным искусством отбора.

    Вы только вспомните его замечательный фильм «Жил-был пёс». Там же есть сцены-шедевры, сделанные точно и потрясающе образно. Вот сидит на пеньке уставший от жизни волк с осипшим, вечно простуженным горлом, перед ним исправно стоит пёс. И вдруг, хрипло-бандитски рассмеявшись собственной язвительной догадливости, волк костенеет от приступа радикулита: «Ааа!» – как подстрелили. И далее лишь один поворот – морда, скривленная как от табачного дыма. В одном жесте – прожитая жизнь. Жест полной безнадежности и смирения: отбегал, отъел-отожрал, и ревматизм замучил. Или другой роскошный жест, сыгранный как по нотам: волк под столом медленно откинулся, полный достоинства и уважения к себе, потом неторопливо, по-хозяйски утвердил свой локоть на крепком колене молодки (отчего она ласково мигнула соседу), важно, по-президентски поднял голову и медленно-пьяно закрыл и открыл свои мутные глаза. Много ли мы найдем игровых фильмов, где так же тщательно отрабатывались актерские жесты, разве что у Чаплина.”

     

    Полный текст статьи можно прочитать здесь: ССЫЛКА

     

Комментарии

2 комментария
  • Sabir Dzhandarov
    Sabir Dzhandarov Чтобы рисовать и анимировать выразительных персов надо хорошо знать жанр карикатуры. Яркий пример, это "КУКРЫНИКСЫ" из журнала "КРОКОДИЛ" советских времен.
    Это настоящая школа для аниматоров. Мультипликация близка к карикатуре и гротеску. Она выросла из них.
    29 марта 2014 г. - 2 нравится
  • Алексей Миронов
    Алексей Миронов моя любимая сцена( небольшой разворот с кривой рожей) .я спрашивал у Назарова именно по этому жесту. Он сам его сделал.мало того он почти весь фильм сам правил за аниматоров ,потому что такие тонкости очень тяжело объяснить.это на самом деле так.знаю это по работе с Алдашиным на фильме"бессмертный".нюансы делали вместе очень нудно и кропотливо. Назаров очень тонкий художник,актёрская игра его бесподобна ! спасибо тебе Марат ! приятно осознавать что у тебя есть единомышленники .удачи тебе в работе и найти свою игру ,своё лицо ! АНИМАТОРЫ ЭТО АКТЁРЫ ! и чем самобытней тем талантливей АКТЁР ! хотя знание сквошей и стречей, арок, слоу ин слоу аутов - никто не отменял ))) всем доброй охоты !
    29 марта 2014 г. - 2 нравится