Журнал

Кубо. Легенда о самурае (обзор).

  •  

     

    Потрясающе красивый мультфильм 2016 года — один из разряда лучших фильмов этого жанра, на самом деле является экранизацией (по технологии Stop-Motion) басни об одноглазом мальчике в мифической Японии, который была создан командой профессионалов на складе в Орегоне.

     

    Laika, независимая студия, имеющая за спиной такие очаровательные вещи, как “Coraline” и “ParaNorman”, уже зарекомендовала себя как солидный противовес все возрастающему наступлению компьютерной трехмерной анимации. Но "Кубо. Легенда о самурае" создает ощущение, что их прежние даже самые тщательно сделанные фильмы были всего лишь пробами пера.

     

    Фильм может быть не такой мрачный, как “Coraline” (хотя некоторые его злодеи - сущий кошмар), или не столь остросюжетный как “Семейка монстров” (хотя после просмотра видеоряда включающего свеженарезанную кубиками рыбу, вы возможно возжелаете ролл из лосося), но он раскапывает самые темные закоулки человеческого сердца с такой храбростью, которая редко встречается в семейных фильмах, и с такой дозой энергии, которая еще реже встречается в фильмах, предназначеных для взрослой аудитории. Для мультипликации это лето было очень жестоким, но свет в конце туннеля оказался ослепляюще ярким.

     

    Смешивая выразительное кукольное представление с шелковистыми расцветками цифровых эффектов, "Кубо. Легенда о самурае" начинает повествование с пролога, в котором вводятся персонажи непосредственно в канву мифов. На этом основывается приключение уже знакомого героя: Кубо (озвученный актером "Игры престолов" Артом Паркинсоном), мужественный, даже несколько мрачный, 11-летний мальчик, проживающий в горной пещере на окраине меленького городка вместе с травмированной матерью. Его отец, как говорят, был великим воином по имени Хензо, который пожертвовал жизнью, чтобы сохранить оставшийся глаз Кубо, но ребенок знает об отце только из историй, что рассказывает мать.

     

     

    Хотя подробности происхождения Кубо остаются туманными, ясно, что сам он необычный подросток. Каждый день он играет на своем сангене на деревенской площади для толп восторженных зрителей, которым демонстрирует свою наследственную магию.  Она заключается в способности управлять кусочками бумаги для оригами. Пока Кубо повествует о могущественном Хензо и его непобедимом вооружении из трех частей, кусочки бумаги летают по воздуху и сворачиваются в замечательные сложные фигурки самурая и его соперников. 

     

    Пышная и живая партитура Дарио Марианелли помогает придать вес мультфильму, а мастерство студии Laika, которая активно использует последние достижения 3Д печати для многократного увеличения количества лиц персонажей, поражает нас также сильно, как и Кубо своих зрителей.

     

     

    Но Кубо никогда полностью не заканчивает свое повествование, поскольку вечером, с первым намеком на закат, он вынужден мчаться домой, чтобы укрыться в пещере до следующего утра, чтобы злой Лунный Король не смог в темноте разыскать мальчика и похитить у него второй глаз. Само собой, все события происходят незадолго до того, как Кубо нарушает это золотое правило. Соблазненный желанием посетить деревенский фестиваль Обона (буддистская практика, в которой люди вызывают духов своих предков и затем освещают их путь назад к загробной жизни), и преисполненный желанием поговорить со своим отцом, Кубо слишком поздно замечает начало наступления сумерек.

     

    Даже не взирая на мощный живой сценарий, идею которого Марк Хэймес и Крис Батлер взяли из истории Шеннона Тиндла, “Кубо. Легенда о самурае” ещё и очень зрелищный. В фильме есть отдельные шоты (а вообще их достаточно много), которые визуально просто вызывают восторг. Лунный Король может приводить множество аргументов в пользу того, что лучше быть слепым в мире, в котором слишком много ужасных вещей, но блеска образов, показанных в этом фильме достаточно, чтобы доказать, что он ошибается.

     

     

    Учитывая режиссерский дебют Трэвиса Найта (человека, который обратил на себя внимание  еще во время предыдущих проектов его компании и который создавал великолепные изображения с ясной целью повествования), фильм снимался с маниакальным вниманием к деталям. Аниматоры, которые это делали - настоящие волшебники, и наблюдение за их работой вызывает настоящее восхищение. Когда Кубо и его друзья будут вынуждены драться с гигантским скелетом (крупнейшей из когда-либо созданных кукол для stop-motion  анимации), вы в полной мере почувствуете ее чудовищность и опасность, которую она представляет для наших героев. Создатели бесчисленных анимационных фильмов вдохновлялись творчеством Хаяо Миядзаки, но не все оказались в состоянии соответствовать чудесам его воображения. 

     

    Творения настолько одухотворены, что любое отклонение от производного образа (такое как конечная форма Лунного Короля) кажется ужасной ошибкой. Но самое поразительное то, анимация здесь оказывается менее выразительной, чем эмоциональные моменты. Так, судно, которое Кубо создает с помощью заклинания из кучи листьев, конечно впечатляет, но материнская нежность, с которой Обезьяна взъерошивает волосы ребенка, производит еще более глубокое впечатление. Это смех старой вдовы в городе, рассказывающей о своем покойном муже, это морщинка на лице Кубо, когда он читает последнюю разрушительную строчку.



    Метод Stop-motion мог бы показаться мазохистским, но он добавляет к фильму динамизма гораздо больше, чем осознание трудоемкости процесса. “Кубо. Легенда о самурае” облачен в одежды Японской культуры — и да, прекрасны голоса актеров, но жаль, что Laika упускает золотой шанс выдвинуть на передний план японских или японо-американских актеров, следуя своей цели. Однако восточная концепция смерти резонирует в фильме через разные элементы истории, приглушая опасения по поводу непроработанной экзотики. Физическая реальность их персонажей (которая больше всего ценится в 3D) выражает иначе ощущение нереального чувства непостоянства, и показывает, что технология stop-motion может быть прекрасным проводником для передачи зрителю красоты истории. 

     

    Многие фильмы исследовали загробную жизнь также тщательно, как и жизнь на Земле, но этот так выразителен из-за точности, с которой он формулирует бессмертные идеи быстротечности жизни. Немного фильмов так красноречиво рассказывают о роли, которую родители могут играть в наших жизнях, как они воспитывают нас, прежде чем мы встанем на ноги, и остаются с нами, даже когда уходят навсегда.  Сначала Обезьяна и Жук могут показаться слишком экстравагантными (особенно Жук, комичность которого слишком заметна, но со временем становится более забавна и покоряющая), но необычно видеть, как эти персонажи становятся катализаторами для воспоминаний, которые у Кубо есть о матери и отце, напоминаниями, что воспоминания о мертвых также сохраняют свою силу. “Любовь сделала ее слабой”, говорят Сестры о матери Кубо, но история молодого музыканта - великолепный пример для доказательства противоположного.

     



    Нелегко смотреть фильм, который, подобно самурайскому мечу, рубит по больному, заставляя заново ощутить боль потери, но “Кубо. Легенда о самурае” с почтением отнесся к молодой аудитории. С детьми, которые потеряли кого-то из своих любимых, он разговаривает об их печали с искренностью и честностью, от которой смерть склоняется перед желанием жить дальше. Взрослым же, оказавшимся в такой же ситуации, этот фильм может показаться еще более жизненно важным. Когда в нашей жизни случается горе, оно приводит в замешательство, выбивает из колеи, но в то же время оно и помогает, поскольку начинаешь понимать хрупкость жизни, то насколько ценны для нас близкие, и как помогают нам истории, которые мы рассказываем о них.

     

    “Воспоминание - сильная штука”, говорят Кубо в начале, и эта мысль вскоре претворилась в жизнь, обернувшись незабываемым приключением.

     

    Источник

    Перевел: Сергей Макаров

     

Комментарии

0 комментариев