Журнал

Анализ персонажной анимации "Рапунцель" (часть 1)

  • Источник

    Перевел - Владимир Негодин

     

     

     

    Введение

     

    С тех пор как Пиксар создала первый 3D анимационный фильм, “История Игрушек” (Джон Лассетер, 1995), компьютерная графика (CG) стремительно заняла место классического Диснеевского 2D стиля и стала доминирующей формой современной анимации. Преобладание 3D CG в анимационных фильмах (по сравнению с традиционными) пришло в основном благодаря внедрению фундаментальных принципов анимации.

     

    Несмотря на то, что “Рапунцель” (Байрон Ховард и Нэйтан Грено, 2010) далеко не первый CG анимационный фильм студии Дисней, но в нём впервые постарались применить компьютерный подход для повествования истории и в своём фирменном стиле. В данной статье представлен анализ персонажной анимации фильма “Рапунцель”, раскрывающий глубокое понимание того, как Дисней придерживался традиционной эстетики в среде компьютерных технологий. Следует отметить, что подсчёт кадров в этой статье может отличаться от их количества в оригинальной ленте. Это побочный эффект цифрового кодирования, используемый для DVD, а также последующих проводимых мной манипуляции для того, чтобы была возможность просматривать фильм кадр за кадром. На самом деле погрешности в количестве кадров не столь критичны для данного анализа - подсчет кадров в большей степени используется, чтобы выделить варианты тайминга в движении персонажа во время его появления на экране, - так как количество используемых кадров аниматором как бы “теряется” в процессе производства.

     

    Синопсис

     

    Капля солнечного света падает с неба и из неё вырастает волшебный золотой цветок. Старая женщина, матушка Готель, узнаёт о магических свойствах цветка и использует его силу, чтобы вернуть себе молодость. Однажды, в соседнем царстве заболевает королева, беременная принцессой Рапунцель и только целебные чары волшебного цветка способны спасти их. Когда Рапунцель рождается, магические свойства цветка воплощаются в её волосах. Готель похищает принцессу и запирает в башне глубоко в лесу. Она растит её как собственную дочь и пользуется магическими свойствами волшебных волос, продлевая тем самым собственную молодость. Каждый год в свой день рождения, Рапунцель наблюдает из окна летающие огоньки в ночном небе. Она мечтает увидеть их вблизи, но не подозревает, что на самом деле это фестиваль летающих фонариков в память о пропавшей принцессе.

     

    После кражи королевской короны у семьи Рапунцель, Юджин Фитсберг (также известный как Флинн Райдер) скрывается в лесу от гвардейцев. В поисках укрытия, он случайно находит проход к башне принцессы. Рапунцель убеждает Юджина отвести её к летающим фонарикам и они отправляются в путешествие к замку в центре города. Матушка Готель узнаёт, что Рапунцель покинула башню. Так как её жизнь зависит от магических волос принцессы, она намерена вернуть Рапунцель в башню и выдать Флинна на казнь королевской стражи. Вскоре, после возвращения в башню, Рапунцель вдруг осознаёт, что она пропавшая принцесса. Флинн сбегает из тюрьмы при помощи некоторых бандитов с которыми они подружились в своём приключении. Он возвращается, чтобы спасти Рапунцель из башни, но Готель наносит ему смертельную рану в живот. До того как Рапунцель успевает его вылечить, Флинн отрезает её волосы, тем самым обрывая магическую связь между ней и Готель. Без магии золотого цветка, мать Готель быстро стареет и превращается в пыль, в то время как Флинн теперь не может быть исцелён и умирает от своей раны. В своём горе, Рапунцель проливает слезу, которая содержит целебные свойства золотого цветка. После того как слеза вернула Флина к жизни, они вместе с Рапунцель возвращаются в королевство, чтобы жить долго и счастливо.

     

    Производство

     

    “Рапунцель: Запутанная история” - 50-й фильм анимационной студии Дисней и первый в стиле сказки-мюзикла, созданный при помощи 3D CG технологий. Первоначальный режиссёр, Глен Кин в значительной степени повлиял на развитие визуального стиля картины. Будучи аниматором Дисней с 1974, Глен Кин учился у таких аниматоров как Фрэнк Томас и Олли Джонстон, создателями фундаментальных принципов анимации, которые они осветили в своей книге “Иллюзия жизни: Анимация Дисней”. Первоначально Кин хотел снимать Рапунцель в традиционном 2D формате, однако, руководители студии Дэвид Стэнтон и Дик Кук утвердили бы производство фильма, только если бы он создавался с использованием 3D CG средств. В ответ на это требование, Кин назначил встречу с 2D и 3D аниматорами, чтобы обсудить плюсы и минусы двух совершенно разных технологий. На собрании было решено идти в ногу со временем и создать фильм в формате 3D, но сделать это таким образом, чтобы он стал продолжением традиционной эстетики 2D. “Эстетика Дисней” — это референс реалистичной анимации соответствующий принципам, описанных в книге Фрэнка Томаса и Олли Джонсон.

     

    Чтобы добиться подобного эффекта, было необходимо разработать новый креативный процесс и технологии, которые бы позволили аниматорам использовать 3D пространство в соответствии с традиционными принципами. Например, при помощи цифрового устройства для рисования известного как wacom cintiq, Кин мог давать замечания CG аниматорам рисуя поверх их анимации на компьютере. Покадровые заметки Кина позволили аниматорам  улучшить их результат и добиться естественного органичного ощущения движения персонажей, что соответствует традиционному стилю. Также было необходимо создать новый метод контроля волос для принцессы. Волосы Рапунцель очень важная часть истории, они придают характер персонажу, следовательно требуется максимальный уровень ответственности для их контроля. Аниматор Джесус Канал описывает волосы Рапунцель как важную часть персонажа, которая требует тесной коммуникации между аниматорами и технической командой. Разработчики системы контроля волос создали систему совмещающую в себе возможность покадровой анимации и применения динамической симуляции движений. Риг волос позволил аниматорам контролировать движения, позы и силуэты волос в соответствии с требованиями Кина. Целенаправленные усилия на достижение классической эстетики в 3D, сделали Рапунцель идеальным фильмом для тщательного анализа.

     

    Другим, не менее важным элементом эстетики Рапунцель является всеобщее направление художественного стиля. Создатели вдохновлялись предыдущими фильмам Дисней, “Пинокио” (Норман Фергюсон и Т. Хи, 1940) и “Золушка” (Клайд Джероними и Уилфред Джексон, 1950) (а также) и стилем Рококо французского художника Жана Оноре Фрагонара (1732-1806). Картина «Качели» (1767) Фрагонара обеспечила творческое озарение на раннем этапе производства. Художественный директор Дэвид Гетц объясняет, “волнистые формы, фигурный цвет, богатые детали и тематика удивительного периода времени создают благоприятную почву для романтической комедии”. Основой для дизайна персонажей послужили округлённые формы из Золушки, режиссёр фильма Брайан Ховард хотел подчеркнуть схожесть со знакомыми очертаниями классических Диснеевских персонажей. Художники были предельно осторожны при создании Флинна Райдера, чтобы он не казался слишком кукольным. Благодаря ослаблению его эмоций, угловатый дизайн персонажа успешно сочетается с гладкими и волнистыми формами окружающего мира Рапунцель. Визитной карточной фильма стал “язык форм” — сочетание утончённости “Пиноккио” с лиричными и грациозными формами “Золушки”.

     

    Термин “язык форм” ссылается к философии дизайна, которая стремится объединить фильм при помощи общего визуального стиля на протяжении каждой сцены и постановки. Например в “Пиноккио”, старались избегать сочетания прямых углов и строгих линий в местах уплотнения форм. В то же время в Золушке достигли ощущения комфортного и интимного окружения посредством плавно перетекающих друг в друга линий. Это придаёт композиции ритм, изящность и привлекательность. Созданная на компьютере 3D анимация зачастую кажется неорганичной и угловатой. Для достижения реалистичных движений в Рапунцель, художники старались допускать как можно меньше параллельных линий и прямых форм. Характер движений, мимика и жесты, усиливают влияние языка форм в качестве единой концепции фильма.

     

    Читать продолжение - Часть 2

Комментарии

0 комментариев