Журнал

Мысью по древу о написании сценариев.

  • Привет! Я запросил студентов нашей школы, будет ли им интересно узнать процесс создания сценария для нашего получасового фильма. Студенты ответили, что да, интересно. Засим, я публикую серию статей, в которых опишу свой опыт – и что полезного привнёс курс "Препродакшн Анимации", первым классом которого является работа со сценарием. Конкретно к сценарию нашего фильма мы перейдём в следующих статьях, а в этой я рассмотрю важные аспекты и мелочи, которые в какой-то момент перевернули всё с ног на голову. И жаль, что в начале работы мне было неизвестно о них. Я совершил много ошибок за два года, пока писал сценарий, не имея этого навыка вообще.

    Говорят, со стороны это выглядело примерно так.

    Первую ошибку, которую я совершил в работе над сценарием – я сразу начал писать его. Решив, что по ходу истории я напишу нужные детали, которые нарисуют картину. Плохо был написан синопсис, библия проекта существовала отрывочно, а о существовании поэпизодника я узнал вообще спустя полтора года. Не то, чтобы информация о них валялась на каждом углу, но по поиску «как написать сценарий для анимационного кино» вы найдёте очень много информации, которая раскроет достаточно сложные моменты. Беда в том, что если у вас нет навыка написания, то они бесполезны. Будет интересно, но безрезультатно, потому что эти советы и статьи нужны тем, кто уже идёт по пути создания сценария, имея за плечами 1-2 сданных (!) сценария. Сданный – это значит очень хорошо проработанный. В общем, новичку остаётся читать талмуды – к сожалению, тоже без особого успеха, по той же самой причине. Конечно, я не исключаю, что просто-то напросто причина в том, что у меня может какие-то проблемы с тем, чтобы переваривать инфу из книги так же, как это делают другие. Ну вдруг? Но даже в некоторых хороших сценарных учебниках есть сложные схемы про "фиксирование ценности в начале и конце сцены" (это продвинутая инфа, анализ сцен и т.д.), а банального напутствия "сначала манифестируем посыл фильма, затем пишем синопсис, затем вот этот этап и этот" нет. В профессиональной литературе это просто отсутствует. Конечно, я читал не все не свете книги, но некоторые из тех, что говорят "читай, это лучшая книга по сценарию". Про историю драматургии речи вообще не идёт, а там есть где покопаться и обогатиться знаниями. Я точно могу сказать, что свободная информация, с помощью которой вы попытаетесь написать сценарий, даст совсем не то, что нужно. В начале работы нужна другая. Та, что есть – не даёт фундамента, а скорее красит фасады. Плюс к этому, первый набор курса «Препродакшен Анимации» для меня выявил следующие проблемы:

     

    • При поступлении на курс сценария, абитуриент имеет чёткую, по его мнению, историю. Но это не так.

    На деле же, практически наверняка история не будет иметь мотивации, причинно-следственных связей, как и чёткой структуры повествования. Иными словами, на входе – каша. Без обид дорогие студенты и те, кто ими хочет стать. Такая ситуация более, чем нормальна. Со своей, основательно слипшейся кашей, я разбирался два года. (Вообще сначала полагал, что история на 6 минут, пока сценарий не раскрыл всё, что надо для обьяснения и не разросся на 34 страницы). В нашем деле решает не талант, а упорство. Есть упорство работать - всё будет. Когда-нибудь... 

    На фото неизвестный студент курса в процессе выкидывания лишнего из истории.

     

    • Люди не одинаково справляются с новой сложной информацией.

    Эту информацию можно представить только в виде текста, в котором автору кажется, что всё понятно. Но по факту, в первое время это игра в глухой телефон. История - это не какой-то объект, к которому привыкло предметно-действенное мышление. Нельзя просто взять и что-то сделать, решив все проблемы. Надо каждый раз вживаться и погружаться. Надо ли говорить, мозг напрягается несколько сильнее? Может быть, у кого-то и получается с ходу влезть в голову каждого персонажа, дать точную характеристику его действий и пр. Но я такого не видел. Тормозят по началу все, это нормально. Наблюдая со стороны, я был поражён тому, как группа из 11 человек по-разному интерпретирует, кажется, совершенно очевидные понятия и термины. Для некоторых студентов было очень непросто согласится с тем, что такое драматургия и признать её полное отсутствие в присланном синопсисе. Иными словами – история в таком фильме происходит не потому, что логична, а потому, что красива. Без достаточной мотивации действующих сил. Выстроить у группы людей одинаковое понимание логики за 11 занятий было непросто, но мы справились. И тот, кто хотел написать сценарий, написал его. Даже, довольно неплохо!

     

    На фото неизвестный студент курса сценарного мастерства после того, как выкинул всё лишнее из истории.

     

    • Не всем историям нужна драматургия одинакового уровня.

    Есть разные возрастные цензы и цели авторов. Самый главный ценз - табу на показы для детей до 5 лет. И первая возростная группа идёт от 4-5 лет. Детям младше кино вообще нельзя показывать, т. к. развивается аутизм. А старше ещё несколько цензов от 5 лет до подросткового кино. Ещё – некоторые авторы хотели снять сериал для детей около 5 лет. Некоторые – вполне взрослый ужастик. Некоторые делают игру, у кого-то корпоративное кино, улучшать которое нельзя из-за требований заказчика, кто-то намеренно отказался от облегчения истории и решил постоянно применять полиэкран. Для всех историй нужны разные подходы, у всех разные цели, разные инструменты. Кому-то драматургия понадобилась в очень упрощённом варианте, поскольку их история – комедия и действие, вроде Тома и Джерри, а не шекспировская пьеса. Тем не менее, есть драматургия или нет – почти все научились ставить якоря, выкидывать лишнее, видеть пробелы в чужих историях и стали способны аккуратно выправить сюжетную линию в кажется, неразрешимых условиях. В конце концов, есть истории, в которых их облик давлеет над историей и отводит её логику на второй план. Это не плохо, просто непривычно для нас - а в кое-каких национальных театрах Востока так и вовсе настоящая традиция. Кстати, сразу по окончании группой этапа разработки сценария, несколько человек пошли пробоваться на вакансию сценариста на студию "Паровоз", проявившей интерес к студентам курса, что лишний раз показывает голод кадров. Разумеется, о каких-либо серьёзных результатах можно будет говорить по итогу - когда снят фильм, когда человек взят на работу. Но то, как протекает процесс, сдача его этапов и какое внимание это вызывает у студий - это показатель.

     

    На фото неизвестный редактор обнаруживает маленькую дыру в сюжете истории. 

     

    • По мнению некоторых наблюдающих, студент сразу должен написать сильную историю, не хуже, чем в Голливудах.

    Это просто заблуждение. Люди приходят, зачастую не имея ни малейшего представления, как создаются истории. Если и есть что-то на входе – наверняка история будет слабая. Даже если нет, то студенту предстоит научиться думать в нужном ключе. Это архисложная задача, которая выполняется годами тренировок. Задача курса – научить людей размышлять, как сценарист и режиссёр. Нужно влезть одновременно в шкуру персонажа, понять, как обьяснить его поступок на экране и в шкуру зрителя, чтобы он понял, что именно, почему происходит и остался доволен. У меня этот процесс происходит очень болезненно, каждый день я исправлял ошибки в своём первом сценарии и видел новые, одна хлеще другой. (А потому что поэпизодник надо писать в начале, а не когда, всё готово.) Ощущения при этом, примерно, как при изучении незнакомого языка. Представьте, что учите китайский – вот такие ощущения. Мозг скрипит так, что соседи по ночам просыпаются. Причина простая – логика в жизни и логика на экране это разные вещи.

    На фотографии неизвестный студент красавчиком выходит из ждущих его перепетий и правок.

     

    Я перечислил основные моменты, замеченные мной в работе с первой пилотной группой. Подчеркну красным, что учебный план предполагал, что первая группа вскроет разные подводные камни и благодаря оперативной работе школы и профессионализму преподавателей, трудности первого прохода были преодолены. Нам даже не пришлось менять учебный план, я считаю – это показатель, т.к. курс очень сложный и никакого подобия в онлайн-школах я не видел в РФ, а в очных школах подобная структура учёбы встречается (и то, это не точно) всего в одном месте. В конце добавлю пару строк о том, что подобное образование могут предоставить школа-студия ШАР и авторский курс М. Сафронова. У них есть снятые студенческие (ну ли и не совсем студенческие-) фильмы, и фильмы эти довольно хорошие. А вот в школы надо переезжать ногами, снимать жильё в Москве и кое-где придётся учиться полный день в течение нескольких лет. Ощущаете нюанс? Это только те школы, в которых точно есть учёба, достойная траты сил и времени. Я намеренно не говорю о подозрительных программах в духе «сейчас мы прочитаем вслух учебник драматургии/посмотрим лекции Пиксара и сделаем вид, что научились». Это профанация. Учёба это постоянная практика и всё гораздо жёстче, чем просмотр лекций.

     



    На фотоснимке режиссёр помогает студентам с командным обсуждением сценариев.

     

    Надеюсь, что очные школы тоже скоро выйдут в онлайн и больше способных людей смогут прокладывать себе дорогу в индустрию. Потому что те, кто сегодня нашёл в себе силы сдать вовремя поэпизодник короткометражки, завтра может отправиться снимать сериал, а через годы наработает опыт и сядет воплощать полный метр. Чтобы шансы студентов немного повысились, на нашем курсе работы сдаются по дедлайнам и в целом результат можно пощупать руками. А ещё – следующие наборы будут вестись по 2 группы, т. к. всегда есть отсев студентов, группы редеют и в итоге останется больше людей, которым действительно нужно идти к завяленной цели. Об этом я тоже не знал в начале - я пребывал в розовом мире, где абитуриент сразу знает, что он хочет сказать и понимает это более-менее чётко. 

    В следующей статье отойдём от общих моментов и перейдём к работе над сценарием 30 минутного фильма. Я не буду раскрывать информацию о том, чему учат на курсе. Она уже раскрыта целиком в учебной программе. Но её раскрытие ни на миллиметр не приблизит автора к созданию гладко отполированной истории. Потому, что это происходит через становление мышления в нужном ключе, а не изучения обрывочных статей в интернетах. Только в групповой работе и поиске ответов, заданных профессионалом, видевшим подобное уже не первую сотню раз. Максимум, что я расскажу из курса – это некие технические требования к сценарию. Вы можете встретить их в хорошем учебнике, и по сути это капля в море. Но надеюсь, чтение было полезно для вас.