Журнал

"Движущимся картинкам". 123 года.

  • …Что касается Международного дня, то, как легко заметить, он был учреждён именно в ознаменование этого события – и в честь егостодесятилетия, в 2002-м. (Любопытно, что в этом же году Американская Киноакадемия надумает учредить отдельную премию «за полнометражный анимационный кинофильм». И «Оскар» получает… как вы думаете, кто? «Шрек», разумеется!) Впрочем – по порядку.

     

    Отец анимации, Эмиль Рейно, с детства пропадал в мастерской отца-часовщика – и рано увлёкся оптическими инструментами. Затем он поработал ретушёром в фотомастерской; а в двадцать – устроился ассистентом к аббату Муаньо. (Этот почтенный иезуит, влиятельный популяризатор науки и основатель журнала «Космос» неустанно колесил по Франции с лекциями). Одним словом, судьба сызмальства твёрдой рукой вела Эмиля к его изобретению!..

    «Движущиеся картинки» не были чем-то абсолютно новым (по некоторым сведениям их, как и почти всё остальное, придумали китайцы – ещё во II веке). Принцип действия доходчиво изложен одним из изобретателей европейского аналога, Жозефом Плато: «Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение».

    В Европе диковинные аппараты появились в первой трети XIX века – в разных странах и под разными названиями. Рейно имел дело с последней на тот момент модификацией – зоотропом. (От греческих «жизнь» и «вращение». Здесь уже существовала картонная лента с нарисованными на ней картинками – но наш француз придумал совместить устройство с «волшебным фонарём» – теперь изображение стало возможно проецировать на большую поверхность. Итак, в 1877 году Рейно патентует свой праксиноскоп. (Заметим, что почти на четверть века раньше аналогичное устройство сделал барон фон Ухациус – и этого факта никто не отрицает! – но лавры первооткрывателя от австрийца ускользнули).

    …Так или иначе – ещё пятнадцать лет Рейно совершенствует свою конструкцию – и, наконец, производит упомянутую первую демонстрацию – на Монмартре, в Музее Гревен. Успех был ошеломляющий! Надо сказать, если изначальный приоритет француза и небесспорен, то ему принадлежат многие новшества, не потерявшие актуальности до сих пор. В частности – он применил единый фон,избавивший аниматора от необходимости рисовать декорацию в каждом кадре. Принято считать что, вдобавок, Рейно синхронизировал картинку и звук. (Звучит довольно забавно, если учесть, что героев оптического театра озвучивали спрятанные за ширмой актёры… в общем, дело сводилось к тому, чтобы вовремя подать им знак!)

    Все свои мультфильмы автор рисовал собственноручно. (Называются цифры от семисот до полутора тысяч картинок). За вечер Рейно с неизменным успехом давал до пяти пятнадцатиминутных сеансов – но тут…

    …приехал «Поезд» братьев Люмьер – и ветреная публика переметнулась на новую забаву! «Hand-made» Рейно мгновенно потерял актуальность – и, с горя, он швыряет свой аппарат в Сену… видимо, вдогонку последовали ленты – до наших дней дошли только «Вокруг кабинки» и четырёхминутный фрагмент «Бедного Пьеро». На основании уцелевшего киноведы восхищаются «яркостью красок» и «человечностью персонажей» … впрочем, отдельные скептики полагают, что шедевры Рейно и мультфильмами-то в полном смысле слова назвать нельзя – ведь они не сняты на плёнку! (Ну да, добавим от себя… и компьютерной графики нет!..)

     

    …Логичный вопрос – а что у нас?.. У нас был Владислав Старевич – он родился за десять лет до дебюта Рейно, учился в Ковно(так звался в Российской империи Каунас); с детства увлекался фотографией и энтомологией. Потому, придя наниматься смотрителем в местный музей, молодой человек дарит директору пару альбомов фото – и получает в своё распоряжение кинокамеру!

    …Объединив свои увлечения, Владислав вскоре снимет короткометражки о жизни стрекоз и скарабеев. Впечатлённое начальство отправляет его в Москву – и киномагнат тех дней Александр Ханжонков после просмотра немедленно выделяет молодому дарованию камеру, плёнку и квартиру. (Правда, в обмен на эксклюзивные права!)

    После нескольких успешных работ Старевич столкнётся с проблемой – он задумал снять фильм о битве жуков-рогачей за самку; но в свете прожекторов те, так сказать, «теряли концентрацию»… Пришлось заменить насекомых муляжами их панцирей (о судьбе нерадивых актёров история умалчивает!) – так в 1910 году появился первый в истории кукольный мультфильм под научным названием «Lucanus Cervus».

     

     

    …Через пару лет Старевич разовьёт свою идею, сняв «Прекрасную Люканиду, или Войну усачей с рогачами» – именно эта объёмная мультипликация принесёт её создателю мировое признание. (Наивные лондонские газетчики вопрошали: «Как всё это сделано? …Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки – ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности!»

    PS: Ну, мы-то знаем секрет… внешность бывает обманчива! Старевич снимет немало успешных картин (включая игровые) – и вскоре станет признанным мэтром. (Впоследствии Дисней скажет о нём: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий». После революций 17-го года режиссёр уедет во Францию, продолжит заниматься кинематографом – и скончается в 1965-м… к сожалению, основательно к тому времени подзабытый… Впрочем, это – совсем другая история.

     

     

    По материалу http://slavikap.livejournal.com/10800677.html

     

     

Комментарии

0 комментариев