Журнал

Преображение мышонка. Команда CalArts берётся за дело (часть 1)

  • Класс персонажной анимации под руководством Элмера Пламмера (в центре).

    На фото присутствуют Брэд Бёрд, Джон Лассетер и Джон Маскер.

    Фото Гарри Сабина, 1976 год

     

    – Чиф обязан УМЕРЕТЬ!, – утверждал Рон Клементс. – Сюжет не будет работать, если он просто сломает лапу. Коппер тогда не сможет по-настоящему возненавидеть лиса.

     

    Рон покачал головой и внимательно посмотрел на меня. Он был только что назначен ведущим аниматором «Лиса и пса» и ещё осваивался на студии. Он выражал всяческую заинтересованность в том, чтобы сюжет производил впечатление, к тому же, он был перфекционистом.

     

    До этого Рон Клементс несколько месяцев работал в Ханна-Барбера, после чего пришёл в Дисней стажёром, под руководством ветерана анимации Фрэнка Томаса. В последующие десять лет ему предстояло возглавить производство знаменитой «Русалочки», а пока…

     

    А пока он был недоволен сюжетными поворотами «Лиса и пса».

     

    – Я всё понимаю, Рон, – отвечал я, – И согласен с тобой полностью. Вопрос в том, согласится ли менять сюжет Арт Стивенс.

     

    – Не знаю. Но надо попытаться его убедить. Картина должна стать более драматичной.

     

    Сценарий «Лиса и пса» состоял из трёх частей. Во второй лис Тод был замешан в происшествии на железной дороге. Старый пёс Чиф оказывался сбит несущимся поездом и падал с высокого моста. Виновником несчастного случая объявляется Тод. По сюжету книги Чиф погибает, но в диснеевской версии он всего лишь получает перелом лапы. Так или иначе, Коппер, молодой пёс породы бладхаунд, клянётся отомстить своему бывшему другу Тоду.

     

    Рон Клементс за работой над «Лисом и псом»

     

    Рон, как и большинство молодых сценаристов, считал, что жажда мести Коппера превышает допустимый предел, поскольку вина Тода была недостаточной. Поэтому многие из нас, включая Рона, пытались убедить Арта Стивенса принять решение о гибели Чифа.

     

    Арт проигнорировал наши претензии, просто сказав «нет». Этого следовало ожидать. Однако спорный момент в сценарии дошёл до руководства студии. Призванный к ответу, Арт настаивал на своём:

     

    – Нельзя убивать одного из главных героев! Подумайте о расстроенных детях! Родители возненавидят нас и мы утонем в потоке жалоб!!!

     

    Руководство ничего не могло с этим поделать, не говоря уже о наших мольбах и ярком примере из «Бемби», где мать оленёнка гибнет от пули охотника. Чиф останется в живых и всё тут! Настойчивость Рона Клементса, который продолжал гнуть свою линию, несмотря на отказы, так и не возымела действия и ему пришлось бросить эту затею. Дальнейшие споры были бессмысленны, как сражение с ветряными мельницами. (Признаюсь, я выразил своё несогласие раньше, чем Рон. Но, натолкнувшись на стену, мне не особо хотелось разбивать об неё голову.)

     

    Однако на этом разногласия между новоприбывшей командой «молодых реформаторов» и старым руководством Диснея не заканчивались. Ветераны тридцатых ушли, но у власти ещё оставались те, кто начинал работу на студии в сороковых и пятидесятых. Они не собирались уступать полученные бразды правления каким-то молодым выскочкам двадцати с небольшим лет от роду.

     

    Многие из «выскочек» учились в Калифорнийском университете искусств (CalArts), расположенном в Валенсии. Это учебное заведение спонсировалось через Дисней, здесь воспитывались целые поколения будущих аниматоров. В тот момент Walt Disney Productions пригласила к себе на студию лучших выпускников, среди которых были Джон Маскер, Хенри Селик, Брайан МакЭнти, Брюс Моррис, Джо Рэнфт, Майкс Сидино, Майк Джиамо, Тим Бёртон, Джерри Риз. Многие будущие звёзды анимации пришли в Дисней. Был среди них и Джон Лассетер, большой умница и энтузиаст.

     

    Волейбольный матч между командами диснеевских продюсеров и молодых аниматоров.

    Комментатор – Джон Маскер – говорит, что противостояние команд выходит далеко за пределы игровой площадки.

    Оператор – Рэнди Картрайт, 1980 год

     

    Большинству новичков из CalArts было не по себе от чёрствости, упрямства и самонадеянности старожилов, поскольку эти черты, в итоге, заметно сказывались на качестве работы. Новички не одобряли поступок Блата, однако гораздо большее негодование вызывало стремление старожилов подчинить всех своей воле. Крепко влетело Брэду Бёрду, посмевшему вслух выразить своё недовольство положением. Студия отчаянно нуждалась в переменах, ребятам не хватало творческой свободы, новой и прогрессивной творческой атмосферы.

     

    Однако нет худа без добра, и целому ряду выпускников CalArts поручили наиболее ответственную часть работы. Так, Джон Маскер уже на раннем этапе был назначен управляющим. Джон Лассетер взял шефство над производством сразу нескольких проектов. Брюс Моррис и Джо Рэнфт смогли приступить к разработке сценариев.  

     

    Старожилы, занимавшие высокие посты, не торопились делиться полномочиями, они буквально тряслись над своим превосходством и неприкосновенностью. Помню, как-то Арт Стивенс выдал: «Что эти ничтожества о себе возомнили!? Что они гении? Что им в любую минуту нельзя дать пинка под зад?».

     

    Позже, другой старожил объяснил эти слова: «Долгие годы Арт был правой рукой Джона Лунсбери. Арт приходил в бешенство, когда кто-либо под его руководством пытался выйти за пределы своих полномочий. Он всегда стремился к тому, чтобы каждый сверчок знал свой шесток и терпеть не мог перемен. Чьи-либо попытки добиться повышения Арт воспринимал как личное оскорбление».

     

    Но творческая энергия молодой команды рвалась наружу. Тим Бёртон, часами корпевший над световым столиком в аниматорской, успел прославиться чередой стильных зарисовок. Его персонажи были очень выразительны, однако в корне противоречили диснеевской традиции.

     

    Джо Рэнфт, Даррелл ван Циттерс, Брайан МакЭнти, Майк Джиамо, Джим Митчелл и Сью Мантел де Сико устраивали по выходным провокационные кукольные представления. Они изготовили картонные фигуры Дориса Дэя и Эдди Фишера, которые под аплодисменты публики сбрасывались с крыши анимационного корпуса. Работники студии толпились вокруг здания, чтобы на это посмотреть.

     

     

    Продолжение следует

     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    Глава первая. Приём на работу в Дисней

    Глава вторая. Ларри Клеммонс

    Глава третья. Команда сценаристов Диснея

    Глава четвёртая. О, старина Кен!

    Глава пятая. Вули Райтерман и его долгие собрания

    Глава шестая. Погружение в историю (часть первая)

    Глава шестая. Погружение в историю (часть вторая)

    Глава седьмая. Когда все покидали Дисней 

    Глава восьмая. Микки Руни, Перл Бэйли и Курт Рассел

    Глава девятая. Команда CalArts берётся за дело (часть первая)

    Глава девятая. Команда CalArts берётся за дело (часть вторая)

    Глава десятая. Котёл неурядиц (часть первая)

    Глава десятая. Котёл неурядиц (часть вторая)

    Глава одиннадцатая. Грызуны-сыщики и забастовки (часть первая)

    Глава одиннадцатая. Грызуны-сыщики и забастовки (часть вторая)

    Глава двенадцатая. Безнадёга и доход с мексиканских гусениц

    Глава тринадцатая. «Мышиный сыщик» набирает обороты

    Глава четырнадцатая. Зовите нас просто: Майк и Фрэнк (часть первая)

    Глава четырнадцатая. Зовите нас просто: Майк и Фрэнк (часть вторая)

    Глава пятнадцатая. Прибытие Джеффри Катценберга

    Глава шестнадцатая. Минута славы Айснера и Катценберга (часть первая)

    Глава шестнадцатая. Минута славы Айснера и Катценберга (часть вторая)

    Глава семнадцатая. Тернистый путь "Оливера и компании"

    Глава восемнадцатая. Прощай, Дисней!

    Глава девятнадцатая. "Бэзил" или "Мышиный сыщик"?

Комментарии

0 комментариев