Журнал

Как создают 3D-анимацию. Экскурсия на «ДА-Студию»

  • Небольшой группе учащихся школы анимации AnimationClub.ru посчастливилось побывать на «ДА-Студии», занимающейся производством 3D-мультфильмов. Эта студия – крупнейшая в Москве, находится недалеко от станции метро Алексеевская, где в назначенное время нас встретил преподаватель Школы и, по совместительству, экскурсовод – Андрей Тренин.

     

    В бюро пропусков мы получили магнитные жетончики для прохода на территорию бизнес-центра, где расположена студия. За воротами нас встретил сохранившийся с советских времён памятник вождю мирового пролетариата и указал путь к одному из корпусов, нашему месту назначения.

     

     

    Мы вошли в пятиэтажное здание и, поднявшись на лифте на четвёртый этаж и миновав железную дверь с вывесками «ДА-Студия» и «Союзмультфильм», оказались в обители аниматоров – просмотровой.

     

     

    Нас встретил ведущий аниматор проекта «Сергий Радонежский» Дмитрий Колпаков и, с нескрываемым удовольствием, продемонстрировал на большом экране ряд готовых сцен из будущей полнометражки. Нас впечатлило качество работы и мы, конечно же, заинтересовались всевозможными подробностями. Дмитрий охотно рассказал нам про некоторые приёмы, позволяющие добиться максимальной реалистичности.

     

     

    Оказывается, студия сама по себе является творческой лабораторией, где на стыке искусства и технологий, методом проб и ошибок, рождаются уникальные приёмы работы. Конечно, всех деталей мы не узнали, поскольку эти разработки хранятся в секрете. Именно поэтому меня попросили скрыть изображения мониторов на фотографиях. Но кое-что мы смогли увидеть, например, необычный способ «выращивания травы».

     

     

    Наша экскурсия продолжилась в других отделах студии, где мы смогли наблюдать основные этапы производства полнометражной анимационной картины.

     

    Сначала Андрей проводил нас в мастерскую скульптора. Да-да, вы не ослышались, при создании компьютерных мультфильмов, особенно трёхмерных, скульптор играет важнейшую роль! Именно скульптор воплощает будущего персонажа в реальности, позволяя точно передать его внешность в компьютерной модели. Михаил Чавушьян изготавливает скульптуры персонажей из пластики – особого материала, похожего на густой пластилин. Конечно, руководством для него служат рисунки художника – разработчика персонажей. В мастерской мы увидели целую коллекцию фигур для «Сергия Радонежского».

     

    Чтобы достоверно передать исторические образы, требуется знание костюмов соответствующей эпохи. Образы русских и татарских воинов, крестьян и горожан, знати и духовенства воссозданы с особой тщательностью. Многие скульптуры являют персонажей «в полный рост», иногда верхом. Однако особого внимания требует работа с лицом персонажа и его характерной мимикой. Поэтому в мастерской большинство скульптур представляют собой бюсты или отдельные головы персонажей. Здесь нам представилась уникальная возможность прикоснуться и буквально пощупать руками образы, которые появятся на экране.

     

     

    Из мастерской мы направились в отдел лейаута. Здесь нас встретила милая девушка Гаянэ Багдасарян, заведующая отделом, и рассказала о том, что происходит в их владениях. А происходят там вещи по-настоящему глобальные. Небольшой отдел по кусочкам собирает будущий проект в единое целое. Здесь идёт работа с раскадровками, выставляются ракурсы виртуальных камер и делается первая черновая анимация (блокинг). Рассчитывается хронометраж каждой сцены. Ребятам помогает звук, однако это ранний этап работы и версия звуковой дорожки здесь ещё не окончательная.

     

     

    Трёхмерные сцены делаются достаточно грубо, задача лейаута – обозначить расположение персонажей в кадре, придать сцене приблизительную цветовую палитру. Гаянэ показала нам один из первых фрагментов сцен для «Сергия Радонежского», где модели персонажей были ещё весьма «сырыми» и здорово отличались от того, что мы видели у Дмитрия Колпакова. В каждом ключевом кадре содержались примечания для аниматоров. Я сфотографировал демонстрационный экран.

     

     

    В отделе лейаута работают и моделеры, и сетаперы, и аниматоры. Неспроста на одном из рабочих мест лежала «библия» продвинутого «майщика».

     

     

    Из отдела лейаута мы направились к риггерам. В этом отделе создаются риги для аниматоров – трёхмерные модели персонажей с набором управляющих элементов, которыми, как кукловод, управляет аниматор. Тонкостями работы с нами поделились Александр Тархов и Владимир Пылев.

     

     

    Сначала простую модель доводят до совершенства: исправляют геометрию, улучшают систему костей. Затем риггер прописывает контролы так, чтобы аниматору было легко заставлять персонажа двигаться. Каждый сустав скелета должен обладать ограниченной подвижностью, чтобы не случилось «вывихов». Поверхность тела персонажа тоже должна адекватно реагировать на движения – кости не должны выпирать, а на одежде, коже или шкуре при движении не должно возникать лишних складок. Обработка поверхностей персонажей называется скинингом.

     

     

    В момент нашего визита Александр Тархов трудился над ригом слона для проекта «Суворов». Огромное животное содержит массу контролов – его движение нужно передать с максимальной реалистичностью. Отмечу, что слон нисколько не похож на Хортона из одноимённого мультфильма, он совсем как настоящий! Но увидеть его вы сможете только после выхода «Суворова» на экраны.

     

     

    Maya – сложная программа, поэтому, чтобы разобраться во всех тонкостях настройки, нужно сохранять ясный ум. Возможно, поэтому Александр хранит под рукой шапочку из фольги. 3D – это красиво!

     

     

    Кроме того, здесь не забывают и о легендарных 3D-персонажах Disney и Pixar:

     

     

     

    Отдел визуальных эффектов, или VFX-отдел, был следующим пунктом нашей экскурсии. Эрик Баймукашев, мастер своего дела, рассказал нам о работе над эффектами для фильма «Суворов». Нашему взору предстала знаменитая картина перехода Суворова через Альпы, правда, в исполнении самого Баймукашева, а не Сурикова. Эрик показал нам процесс создания погодных эффектов и огня, но особого внимания заслуживал огромный водопад. Нам посчастливилось увидеть отрендеренную сцену и мы с трудом поверили глазам – вода была как настоящая и, если бы не компьютерные персонажи, можно было предположить, что это видеозапись реального горного водопада. Впрочем, персонажи – русские солдаты, тоже выглядели вполне достойно. Эрик открыл секрет – реалистичная вода получается с помощью партиклов – частиц и просчётом их физики. Мы пожелали ему успешной работы и направились в отдел компоузинга.

     

     

    Компоузинг – завершающая стадия работы над проектом. Здесь персонажи попадают в детально проработанное трёхмерное окружение, накладываются дополнительные слои и всевозможные спецэффекты. Секретами работы поделился Максим Алаев. На повестке дня – «Сергий Радонежский», материала очень много, но до конца года должны успеть. Мощные компьютеры ежечасно просчитывают кадр за кадром. Размер готовых сцен исчисляется десятками терабайт. Рендеринг идёт в разрешении, превышающем Full HD, заданная частота кадров – 50. Максим показал впечатляющую сцену пожара из «Сергия Радонежского», с тем самым огнём, который делал Эрик. Для компоузинга используются, в основном, программы Nuke и After Effects.

     

     

    Огромную работу проделывают художники. Мы посетили два больших зала, где создаются образы персонажей в 2D и рисуются фоны. Сергей Воробьев, руководитель отдела, охотно поведал нам о создании персонажей «Сергия Радонежского».

     

     

    Оказалось, что для проекта разработаны целых шесть образов Сергия, каждый из которых соответствует определённому возрасту святого. Другие персонажи также меняются со временем. Персонажи второго плана имеют свои имена, хотя по сюжету картины они не произносятся. Так, забавными прозвищами художники окрестили разбойников, одного из которых назвали Мертвяк. Именно о нём идёт речь в примечании на моём фото из отдела лейаута.

     

    Кроме того, Сергей рассказал об изучении старинной одежды представителей разных сословий XIV-го века. Образы воинов, купцов, земледельцев, духовенства в проекте воссозданы буквально с научной точностью. Рассказ Сергея вдохновил нас на изучение изобразительного искусства и оттачивание навыков рисования. Настоящему аниматору это всегда пригодится.

     

     

    Так завершилась наша экскурсия на «ДА-Студию». Ознакомившись последовательно с каждым этапом производства, с каждым отделом, понимаешь, насколько сложна задача создания крупного анимационного проекта. За счёт постоянного эффективного взаимодействия и сплочённости работников студии эта система функционирует как единый организм. От души желаем её сотрудникам успеха и, конечно, реализации всех задуманных проектов!

     

    Мы видели профессионалов, по-настоящему влюблённых в своё дело.

    Благодарим руководство «ДА-Студии» за возможность посетить её и лично ознакомиться с ходом работ.

Комментарии

1 комментарий