Журнал

Это волшебное слово - спрайты

  • Термин "спрайты" появился, когда компьютеры научились совмещать движущиеся картинки с неподвижным фоном. Произошло это в середине семидесятых годов прошлого века. Первой "железякой", позволяющей выводить на монитор изображение со спрайтами была вот эта микросхема фирмы Texas Instruments, нашедшая широкое применение в домашних компьютерах и игровых приставках на рубеже восьмидесятых.

     


    Если один спрайт представляет из себя неподвижную картинку, то быстро сменяющая друг друга серия этих картинок составляет анимацию, называемую спрайтовой. Данный вид анимации отличается тем, что на экране сменяется не кадр (фрейм) целиком, а только его маленький кусочек, где появляются спрайты. Также спрайтовую анимацию иногда называют программной.


    Когда компьютеры были большими, спрайты были совсем крошечными, размером 8 на 8 пикселей и могли быть раскрашены в 4-8 цветов. Самым известным героем первых спрайтовых игр был всеми любимый Марио. Из-за крохотных размеров спрайта нарисовать этому персонажу рот было невозможно: так появились характерные усы Марио, герой стал узнаваемым.

     

     

    С увеличением мощности компьютеров спрайты росли, становились полноцветными, всё более похожими на настоящих персонажей из мультфильмов. Пик распространения спрайтовой анимации пришёлся на девяностые годы: как на компьютерах, так и на игровых приставках тогда расцвёл жанр "файтингов", где каждый мог почувствовать себя Брюсом Ли. Способствовал этому популярный тогда жанр "боевиков" в кинематографе. Кто из нас не играл в Mortal Kombat, по мотивам которого был даже снят фильм! Такие "файтинги" были полностью основаны на спрайтах.

     

    Образцы спрайтов из игр серии Street Fighter

     

    Однако ещё более популярным стал жанр "платформенной аркады", где спрайтовая анимация по-настоящему правила бал. На рубеже девяностых на студии Дисней наступила эпоха возрождения: из года в год рождались новые шедевры. Небывалым спросом пользовались игры по мотивам знаменитых мультфильмов студии. Возможности спрайтовой анимации возросли настолько, что в аркадной игре можно было буквально погрузиться в атмосферу мультфильма. Игры были подлинными шедеврами - под стать оригинальным анимационным полнометражкам! "Алладин", "Король лев", "Геркулес", "Книга джунглей" и многие другие игры с логотипом Disney навсегда вошли в золотую коллекцию аркад. Это был настоящий расцвет спрайтовой анимации.

     

    Аркада The Lion King (1994 год)


    Все спрайты, образующие анимацию, хранятся в специальном файле в виде одной большой растровой карты (битмэпа). "Картой" это изображение называют потому, что игровая программа постоянно ищет нужный спрайт по координатам. Допустим, область анимации составляет 16 на 32 пикселя, а отправной точкой на битмэпе в требуемый момент времени является 84-й пиксель по горизонтали, 460-й - по вертикали. Эти данные заносятся программистом в код игры. Таким образом, битмэп является своеобразной "раскадровкой" спрайтовой анимации, "зашитой" в код программы и скрытой от постороннего зрителя. Вот как, например, выглядит эта "раскадровка" для игры "Король лев", персонаж - маленький Симба:

     

     

    Ещё одним популярным жанром игр, где использовались спрайты, были анимационные квесты. Стоит отметить, что на сегодня это, пожалуй, единственный жанр игр для настольных компьютеров, где спрайтовая анимация всё ещё широко применяется. Многим из нас знакомы игры серии "Петька и Василий Иванович", "Братья пилоты" и другие популярные отечественные мультипликационные квесты. Они тоже основаны на спрайтах.

     

    Скриншот из игры "Братья пилоты: по следам полосатого слона" (1997 год)

     

    На рубеже тысячелетий традиционная анимация начала уступать место 3D-анимации. То же самое происходило и в мире компьютерных игр - спрайтовые персонажи стали вытесняться полигональными. Даже игры по мотивам новых диснеевских мультфильмов, выполненных в технике классической анимации, были перенесены в трёхмерное пространство. Примеры - "Тарзан", "Лило и Стич", "Братец Медвежонок", "Принцесса и лягушка".

     

    Скриншот из игры "Братец медвежонок" (2002 год)

     

    Однако спрайтовая анимация ещё не собирается уходить со сцены. Она продолжает широко использоваться в оформлении (вспомните "помощников" из более ранних версий Microsoft Office), в обучающих программах, а также в играх - главным образом, для мобильных устройств. Кроме того, в наши дни спрайты используются во Flash и gif-анимации, только хранятся не в виде битмэпа, а в формате многослойного графического файла, где каждый кадр анимации расположен на отдельном слое. В Adobe After Effects можно поместить в сцену анимацию, созданную из последовательности графических файлов. Строго говоря, это тоже спрайтовая анимация, только источником спрайтов является не многослойная картинка или битмэп, а отдельная папка на компьютере. Так что спрайты, как волшебные феи, всегда готовы прийти на выручку аниматору, особенно при создании игр! :)

     

     Спрайты из игры Angry Birds (2009 год)

     

     Спрайты из игры Dust: an Elysian Tail (2012 год)

Комментарии

0 комментариев