Журнал

Легендарные 3D-персонажи: Адам Пауэрс

  • На рубеже восьмидесятых годов, исследования в области компьютерной графики, помноженные на возросшую мощность самих компьютеров, позволили создавать сложные трёхмерные полигональные модели и обеспечивать визуализацию в высоком разрешении. Компания Triple-I (Information International, Inc.), основанная в 1962 году профессором Эдвардом Фредкиным, базировалась тогда в Калвер Сити (Калифорния) и разрабатывала новые технологии компьютерной графики и анимации. К 1981 году при поддержке компании был выпущен самый мощный компьютер на базе процессора PDP-10, получивший название Super Foonly F1. И, хотя этот «монстр» с магнитофонными бобинами занимал целый этаж, он работал на неслыханной для того времени частоте в 11 мегагерц, обладал памятью в 2 мегабайта и мог обмениваться данными с накопителями, общим объёмом до 330 мегабайт!

     

    Super Foonly F1

     

    Знакомый нам учёный Джим Блинн, вместе со своим коллегой из Университета Юты Фрэнком Кроу (изобретателем функции anti-aliasing – сглаживания границ объектов) разработали систему рендеринга TRANEW для Super Foonly, а Крейг Рейнольдс (знаменитый исследователь искусственных живых систем) создал язык процедурной анимации на основе LISP. Но самое интересное – усилиями программистов компании новый компьютер стал совместим с передовым графическим терминалом Tektronix 4014. Этот уникальный монитор мог выводить изображение с разрешением до 1024 на 780 пикселей! Технологические стандарты, заложенные в Tektronix 4014, впоследствии легли в основу производства известных нам мониторов SVGA.

     

    Tektronix 4014

     

    Но возможности Super Foonly на этом не исчерпывались, он позволял делать просчёт изображений размером до… 6000 на 4000 пикселей! Отобразить такой кадр не под силу и сегодняшним мониторам, что уж говорить о том времени! В таких случаях вместо монитора использовали принтер: каждый фрейм выводился на печать, фотографировался и переносился на киноплёнку. Можно только представить себе, насколько трудоёмким был этот процесс! Используя мощности новой техники, Ричард Тейлор, Гарри Демос и Джон Уитни-младший из Triple-I, создали и «оживили» полноценную трёхмерную модель человека. Это была не просто компьютерная анимация. Это была первая в мире 3D-анимация с захватом движения живого человека – motion capture, которую сегодня называют мокап-анимацией. В качестве объекта, с которого производился захват движения, выступил Кен Розенталь – цирковой артист, жонглёр по профессии.

     

    Знакомьтесь: Адам Пауэрс

     

    Первого обитателя виртуального мира создатели нарекли Адамом, по имени библейского Адама – первого человека на Земле. А фамилию ему дали Пауэрс – видимо, вдохновившись колоссальными возможностями (powers) новых технологий. Так, в 1981 году, на ежегодной конференции по компьютерной графики SIGGraph (которая проводится с 1974 года), миру был явлен Адам Пауэрс, артист виртуального цирка. Облачённый в элегантный фрак и цилиндр, жонглёр-фокусник, под звуки электронной шарманки, подбрасывал в воздух базовые примитивы – конус, шар и куб. Внезапно (видимо, получив по лбу шариком ;)) зритель переносился в виртуальное пространство, где перед ним возникали образы различных текстурированных объектов, анимированных каркасных сеток, фракталов и знакомого нам Чайника Юты.

     

    Adam Powers, the Juggler

     

    Кажется, что сегодня такая анимация по силам даже новичку в 3ds Max, но тогда это зрелище было поистине фантастическим! Ролик назывался Adam Powers, the Juggler, а в среде специалистов по компьютерной графике именуется просто «Жонглёром». Он произвёл настоящий фурор и стал легендой. Спустя шесть лет, в 1987 году, Pixar выпустит короткометражку Red’s Dream, в которой будут жонглировать шариками цирковой велосипед и клоун Лампи, а гениальный программист Эрик Грэхем напишет своего «Жонглёра» для домашнего компьютера Amiga c 512 килобайтами оперативной памяти. Грэхем написал программу, выводящую изображение на бытовом компьютере стоимостью 2000 долларов, причём в реальном времени, а стоимость оборудования Triple-I на момент создания Адама Пауэрса составляла порядка 400 000 долларов. Компьютерные технологии стремительно развивались.

     

    3D-жонглёр Эрика Грэхема, 1986

     

    Клоун Лампи из Red's Dream (Pixar, 1987)

     

    Адам Пауэрс был не единственной трёхмерной моделью человека, разработанной компанией Triple-I. В том же 1981 году вышел фантастический фильм Майкла Крайтона «Лукер», в котором была использована виртуальная модель героини Синди Фейермонт в исполнении Сьюзен Дэй. На экране последовательно демонстрировались полигональные части модели: правая рука, глаза и голова, а затем перед зрителями представало обнажённое женское тело целиком. Правда, анимация модели ограничивалась простым вращением вокруг своей оси. Но на этом история первооткрывателей из Triple-I не закончилась. Спустя год, разработчики компании представили широкой публике ещё одного легендарного 3D-персонажа, которого мы рассмотрим в следующей статье.

Комментарии

3 комментария