Журнал

Интервью с Юлией Тар. О творчестве, комиксах и анимации

  • 17-19 апреля в Санкт-Петербурге пройдёт грандиозный комикс-интенсив. За 3 дня каждый из посетителей способен сильно поднять свой уровень мастерства! Много информации, много практики и отличная, живая, заряженная атмосфера! Вместе с мастерами комиксов Юлией Никитиной и Юлией Тар (Кому и посвящено сегодняшнее интервью) обещают сделать эти три дня незабываемыми!



    Юлия, расскажите немного о своём творческом пути. Что у позади, а что впереди и самое главное - где ты сейчас находишься? Почему комиксы?

    Честно говоря, я всегда теряюсь, когда спрашивают что-то столь, ммм... обширное? Так что постараюсь кратко. Позади пять лет работы в мультстудии прорисовщиком, шесть лет учебы в худвузе (или педвузе? оно и то, и друге), много-много плохого арта (как у всех, да?) и тонна сомнений. Зато сейчас я себя чувствую более-менее уверенно. Ну и да, еще около пяти лет работы над своим основным проектом.
    С комиксами все сложно - я не то, чтобы очень их люблю. Я больше как раз по анимации. Но прекрасно отдаю себе отчет, что делать анимацию, особенно - полный метр, одному - нереально. Комикс к этому близко, но сил требует меньше. И книжную графику я с детства очень люблю, а тут как раз тоже оно, если об авторском комиксе говорить, конечно.



    Интересно, а в комиксах есть короткий метр? Как в анимации

    Конечно. Есть совсем короткий - стрипы. Есть синглы, в них обычно 24-28 страниц. Это довольно мало. "Полный метр" в комиксе начинается страниц от 70-100, по-моему.

    А как Вы ведёте работу над комиксом? Прописываете сразу весь сценарий и работаете уже по нему? Или есть только основная идея, а дальше идёт импровизация на заданную тему и сюжет может меняться и делать отступления по ходу рисования?

    Я пробовала импровизировать. Для больших проектов это очень плохая идея. Так что да, пишу сценарий (сейчас он как раз дописан и в редактуре), потом делаю раскадровку и дальше по ней страницы... Хотя на этом этапе какие-то мелочи могут поменяться. У комикса свой странный тайминг, им, по-моему, сложнее управлять, чем в анимации. Хотя, может, мне это по неопытности кажется.

    А можно пару примеров/секретов?

    Ну, это сложно назвать секретами. Мне очень помогает идея "внутреннего оператора", утащенная мной из анимации, при работе над раскадровкой в комиксе. Я представляю себе сцену и потом "снимаю" ее с разных ракурсов и смотрю, какой выглядит более выигрышно. 
    Потом, динамика и само движение. Есть вещи, свойственные больше для комикса - всякие диагонали, сильные ракурсы. Есть всякие нюансы из анимации, с остаточными движениями и всем таким. Если все это совмещать, получается довольно богатая картинка, что в комиксе, что в анимации.

    Юлия, у тебя, по собственному мнению, есть свой стиль? Что повлияло на его развитие?

    Не знаю. Кажется, есть. Мне нравится так думать =).
    Повлияли, кстати, как раз мультфильмы. Главным образом, ранний Дисней (особенно Покахонтас и Мулан) и Миядзаки. Ну и книжная графика, опять же. А вообще однозначно сложно сказать.

    Какие ингредиенты в истории для Вас  главные? Без чего невозможна хорошая история. И какой у неё должен быть "вкус"?

    Если сухо, то в истории должен быть конфликт. Без этого, по-моему, вообще никуда.
    И, разумеется, история должна "цеплять". Причем, вот тут, как мне кажется, вообще нет какой-то определенной формулы. То есть, наличие в истории, не знаю, рыдающих девочек, гигантских оленей и лесных демонов не делает ее априори хорошей, хотя все эти ингредиенты по-отдельности мне нравятся. Для меня как для автора, конечно, важно, чтобы история была мне близка какой-то своей проблематикой, иначе я просто не смогу ее написать. Ну, и есть какие-то актуальные большие темы, вроде "Оставаться человеком на войне", "Время быстротечно, мы все умрем" и все такое. А если по мелочам, я люблю, чтобы в истории был какой-то быт и мелочи жизни. Это хорошо заземляет даже самое лютое фэнтези и связывает его со зрителем/читателем.

    Вопрос древний и спорный.. Цифра или бумага?

    И то, и то.
    Сейчас графику я предпочитаю делать в традиционной манере. У живых материалов есть два больших плюса: материальность и хаотичность. Поэтому то, что получается, выглядит более живо. И вторая причина, более приземленная - я здорово устаю от компьютера. Так что стараюсь сводить свое общение с ним к минимуму. 
    А вот живопись больше люблю делать как раз в цифре - нет условий для мастерской, а цвет хочется. И возможность вносить бесконечные правки очень подкупает, конечно. Но тут, кажется, дело просто в том, что я не очень уверенный живописец. Так что тут компьютер больше для меня костыли, чем возможности.

    А какие программы Вы используете в работе? Что-то помимо Photoshop?

    Почти что нет. Иногда, очень редко, делаю что-то в иллюстраторе. Но главным образом оформительские вещи - лого, баллоны, рамки.

    А Paint Tool SAI? Многие рисуют контур в ней, так как там он получается чище, чем в Photoshop

    Готова поспорить с этим утверждением.
    Смотри, вот этот контур я весь целиком сделала в Шопе. 
    Вообще, контур я люблю делать кистью и тушью. Он получается гораздо более интересным, ни одна программа такого не дает, по крайней мере, пока.




    В анимации для каждого персонажа делается развёртка фигуры и ракурсы головы, которые служат образцом для всех, кто работает на проекте. 
    Делаете ли Вы образцы для персонажей комикса? Или в этом нет необходимости, когда работаешь один, так как и так знаешь, как кто выглядит.

    Я делала обкатки, когда пыталась разобраться, как вообще работать с дизайном персонажа. И когда придумывала основных героев. Сейчас мне хватает нескольких набросков, чтобы помнить, что там у этих ребят где. Но это да, потому что я работаю одна, и не надо объяснять другому человеку, что там у персонажей с пропорциями и пр.
    На днях как раз заказывала дизайн для трех моих персонажей другой художнице, пришлось для нее специально нарисовать их в полный рост.

    О каких сильных проблемах в творческом плане Вы можете рассказать? Как найти силы с ними справляться и что Вам помогает в такие моменты?

    Мне кажется, самая лютая проблема - неуверенность в себе. Потому что где-то всегда есть четырехлетний корейский мальчик, который рисует лучше тебя. Тут помогает стиснуть зубы и не обращать внимания на внутреннюю панику. Еще иногда можно с нежностью смотреть на картинки пятилетней давности. И читатели блогов и галерей очень поддерживают своим фидбеком, конечно.

    Как организован Ваш рабочий день?

    К сожалению, он у меня не организован
    У меня вообще все очень плохо в смысле тайм-менеджмента. Я пробовала работать по графикам, таймерам и так далее - не срабатывает. Так что я стараюсь просто рисовать (или писать) в каждую свободную минуту. Поэтому у меня с собой всегда куча блокнотов и папок с бумагой. Еду в метро, сижу на работе в перерыве, или дома за проверкой почты, появляется пауза - тут же достаю блокнот с раскадровками, или листы комикса, которые надо дорабатывать - и пилю. Если на тот момент работы на доделку нет - тогда просто рисую то, что вижу: людей, предметы, пейзажи...
    Но это не работает в начале проекта или важного этапа. Если мне надо начать писать историю, или делать раскадровку, я должна быть одна и сосредоточена. Очень в этом смысле помогают пешие прогулки, кстати.

    При работе над сюжетом Вы идете по событиям линейно? Или сначала рождаются какие-то кульминационные моменты и повороты сюжета, вокруг которых уже достраиваются остальные детали?
    Отрисовываете ли Вы в раскадровках те моменты, которые прям увиделись ярко и в деталях, даже если они вообще где-то уже из конца или вообще могут не войти в комикс? Я знаю, что есть мнение, что историю надо писать с конца, чтобы уже сразу знать, к какой точке вести события.

    Длинный вопрос - длинный ответ.
    Когда история только рождается - это всегда образ и яркий момент. Я же художник, я думаю картинками. И да, конечно, есть более "правильный" способ работы, когда автор садится за стол, решив "Сейчас я напишу историю для 60страничного комикса о том, что убивать людей плохо". Я так не умею. У меня появились какие-то персонажи и сценки с ними, я стала все это думать, гонять в сознании туда-сюда... Наращивать мясо, так сказать. И только накопив какую-то удельную массу знаний об истории, я начинаю придумывать сюжет. Но тут уже по правилам: откуда начнем, куда закончим, где кульминация, о чем вообще это все (и на что, соответственно, делать акцент). Кое что из ранее придуманного на этом этапе может оказаться ни к месту, но тут уж ничего не поделать. Для меня приоритетно рассказать цельную историю, так что все лишнее я отсекаю. Хотя этап "паззла" и скачков по сюжету туда-сюда не считаю лишним, потому что именно на нем происходит основная часть "творчества" - рождаются характеры, атмосфера, все то, без чего история будет сухой.

    Какие есть отличия между комиксной раскадровкой и анимационной? И можно ли вместо одной использовать другую?

    Комиксная раскадровка подразумевает размещение на странице (или нет, если речь о веб-комиксе, хотя даже там как правило все же пространство меряется страницами), анимационная - на экране, отсюда все различия.
    Комиксная раскадровка кажется мне более декоративной и свободной. В том смысле, что формат фрейма внутри страницы может быть любым, хоть круглым, хоть восьмиуголным, хоть в форме цветочка. И это очень выручает, потому что в комиксе нет того, что есть в анимации - фактического тайминга. Единственный способ управлять временем в комиксе, по-моему, это как раз раскадровка. Вообще, у Ю. Н. есть клевая теория про управление временем в комиксе - когда она придет, спросите обязательно.
    Рисую довольно подробно, но не сказать, что для меня раскадровка - нерушимый закон. При увеличении формата восприятие всегда немного меняется, так что иногда приходится что-то менять, добавлять какие-то детали.

    Так, вот то, что называется у меня финальной раскадровкой. То есть вот это увеличивается в страницу. Я помимо композиции на этом этапе еще решаю, что делать с тоном на страницах.


    Или вот такое еще. Это была маленькая трехстраничная история, которая мне в итоге не понравилась, поэтому я не стала ее нигде публиковать.

    А вот то, как выглядит вся работа целиком. Это тоже не вошедшие куски истории, я тогда еще пробовала рисовать карандашом... Сейчас там все совсем по-другому выглядит.
    Первый этап у меня выглядит так. Это черновая раскадровка, она нужна затем, чтобы понять, на сколько вообще страниц все выходит. Сейчас я уже почти всегда обхожусь без этого этапа, хотя жаль, он довольно смешной.



    Дальше чистовая раскадровка.



    И увеличенные страницы.



    Спасибо за ответы! Команда Animationclub благодарит Вас за интересную беседу и желает Вам дальнейших творческих успехов!

    Не за что! До скорых встреч!:)


    Беседу с Юлией Тар провела команда ANIMATIONCLUB специально для наших читателей!

Комментарии

0 комментариев