Журнал

Поездка на FMX 2014

  •                                     

     

    Всем привет!

     Имею честь работать лидом motion capture на "Да-студии" и хотел бы вам рассказать о поездке и докладе на конференции FMX в Германии в апреле этого года. FMX является самым крупным событием по компьютерной графике и анимации в Европе, ежегодно на него съезжается несколько тысяч человек и с докладами выступают ведущие мировые компании.

    ДА Студия стала первой анимационной студией в России, которая сделала доклад на FMX. Расширяем окно в Европу

    http://www.fmx.de/

     

    В начале года Vicon - лучший производитель оборудования для motion capture - предложил мне от лица "ДА-Студии" поучаствовать вместе с ними на конференции и сделать доклад о том, как мы используем мокап в России. С радостью принял предложение и начали готовиться к выступлению. Должен сказать, это очень подбадривает когда ты приезжаешь в гости не сам по себе, а в компании с крутыми дядьками, оборудованием которых пользуются все топовые студии.

    Конференция проходит в Штутгарте, но оказалось гораздо дешевле долететь из Москвы до Мюнхена и потом на поезде доехать еще пару часов. Тем более в мюнхенском вокзале оказалась удобная камера хранения, которая за 6 евро поглотила сумки, дала возможность немного прогуляться по городу и насладиться наконец местным пивом с сосисками. В самом Штутгарте мы остановились в квартире в районе Bad Cannstatt, воспользовавшись сервисом airbnb.com. Снимать жилье получается сильно дешевле чем гостиница, чаще круче и плюс можно накупить разных продуктов и фруктов в магазине на 100 евро и вкусно питаться всю неделю - в квартирах почти всегда есть кухня и все для готовки. Город утопает в зелени, сразу наполняет легкие чистым отфотосентезированным воздухом и располагает к прогулкам по паркам. На центральной площади города установили большой светодиодный телевизор, чтобы почти круглосуточно показывать работы с анимационного фестиваля. Можно сесть в одну из кафешек на площади и весь день напролет смотреть мультики, или же взять прохладного белого вина и развалиться на траве. Благо на площади есть небольшая ярмарка в честь фетиваля - сосиски, пиво, вино, блины и прочее чем можно подкрепиться. Честно говоря не было времени особо смотреть программу анимационного фестиваля, но атмосфера там очень позитивная и радостная.

    Билет на FMX стоит дорого, что-то около 300 евро на всю неделю и около 100 евро на день (докладчикам бесплатно). Чтобы попасть на интересные доклады, надо заранее занимать очередь, немцы пускают в аудиторию столько народу, сколько есть посадочных мест. Так как я работал на стенде ДА-студии и во всю расхваливал достижения народного хозяйства, то не всегда успевал подбежать и занять очередь. Поэтому некоторые выступления прошли мимо меня. В основном все доклады из серии смотрите какие мы крутые и какие штуки умеем делать (мой доклад тоже был из этой группы). Докладов, где получаешь какие-то реальные боевые знания, мало, скорее все для вдохновения, впечатления и зарождения новых идей. Все тайные знания обычно просачиваются во время кофебрейков, в очереди за хот-догами и вечернего пивопития.

     

    FMX - это отличная возможность показать свое портфолио зарубежным студиям и получить шанс работать над самыми крутыми проектами. Почти все крупные студии имели стенды с рекрутерами и можно было пособеседоваться. Один московский знакомый с лучезарной улыбкой вернулся в Москву собирать документы для посольства Канады. Так же есть зона с разными европейскими образовательными учреждениями и школами. Их реально много было представлено, на любой вкус и цвет. Во многих обучение проходит на английском. Плюс на конференции имеет место быть конечно же море новых знакомств, для этого есть ежедневные тусовки и разные мероприятия. Вобще все вокруг очень доброжелательные и настроены на общение. 

    Могу отметить очень интересные и действительно вдохновляющие доклады от Джона Ландау и от Энди Серкиса. Первый - главный продюсер Аватара, движитель виртуального кинопроизводства, делился тайными кадрами нового Аватара, рассказывал смешные байки и то, как здорово что есть куча талантливых людей, которые делают компьютерную графику. Это позволяет рассказать любую историю. История это главное! Джон Ландау постоянно об этом говорил, чуть ли не в каждом предложении звучало слово - история. Яркий спецэффект уже не так привлекает зрителя, как хорошо рассказанный сюжет. Lightstorm Intertaiment сейчас полностью переделали свой пайплайн, чтобы можно было монтировать и собирать фильм как угодно, без каких либо технических проблем и менять монтаж на лету, чтобы это не сильно отображалось на стоимости переработок. На десерт Джон рассказал смешной случай про то как Кемерон, несколько ребят из съемочной группы, пару супервайзеров и актеры поехали в джунгли репетировать перед съемками Аватара. Актеров намазали синей краской, привязали кое-как веревки вместо кос и хвостов и пустили побегать в деревьях. Сам Кемерон на обычную бытовую камеру снимал процесс, и тут они повстречали местного жителя. Житель был ошарашен при виде синей компании, его решили успокоить и сказали что они снимают кино, а вон тот парень в шортах и с камерой - режиссер Титаника и Терминатора. Местный не поверил

    Энди Серкис рассказывал про новую Планету обезьян и показывал секретные материалы со съемок и разные этапы работы. Перед докладом попросили сдать мобильники и поставили рамку-детектор навходе. Было очень интересно и захватывающе. Планета обезьян обещает быть отличным кино! Они активно использовали мокап в производстве и снимали его одновременно с фильмом. Это позволило очень точно вставить в последствии обезьян и взаимодействовать актерам мокапа с окружающей средой и живыми актерами. Энди постоянно говорил, что только благодаря специалистам сиджи стал знаменитостью, за что им большое спасибо. Правда, он также упомянул, что действительно классных аниматоров, способных к актерской игре очень мало, поэтому они во всю пользуются захватом движения и всячески развивают это направление. Аниматору же отводится роль доработки съемочного материала - необходимо максимально точно передать актерскую мимику и пластику на виртуального персонажа. Сейчас студия Энди Серкиса разрабатывает процесс съемок нового фильма Animal Farm, где животных будут играть мокап актеры. Подробностей не было, поэтому не спрашивайте как Сам Серкис произвел очень приятное впечатление, такой заводной механизм, который двигает индустрию вперед.

     Доклад ДА-Студии был совместно с Vicon и Брандфордским Университетом. Накануне вечером мы смонтировали небольшое мокап пространство из 12 камер Bonita прямо на сцене и во время доклада участвовали два актера из местных студентов. Vicon рассказывал о своих технологиях и возможностях и демонстрировал на примере персонажей и локаций из мультфильма "Сергий Радонежский". Во второй части было мое выступление, где я вкратце поведал о том как мы много мокапим массовку, лошадей, собак, верблюдов и как снимали мокап в бассейне. Ниже основные тезисы моего доклада.

    -Vicon позволяет решать все творческие задачи в реальном времени, чем мы активно и пользуемся. Аниматор может сделать черновик сцены примерно за день, потом еще день уйдет на переделку по комментариям и так далее. В мокапе же это происходит тут же, надо только найти правильного актера и грамотно поставить ему задачу. Конечно потом требуется доработка, но основной творческий поиск готов. Правда анимация гораздо точнее и лаконичней, и далеко не во всех случаях можно использовать мокап.

    - В мультфильме "Сергий Радонежский" очень много массовки и мокап позволяет быстро набирать любое количество персонажей и сразу расставлять их в сцене. Получается массовка с уникальной анимацией под каждую сцену.

    - Животных очень трудно анимировать. Особенно если дело касается сложных движений, таких как остановка, повороты и прочее. Мокап позволяет снять любое доступное животное, что сильно облегчает процесс анимации. Но стоит сказать что тут еще далеко не все так гладко и требуется много работы.

    - Да-Студия одна из первых студий, которые притащили оборудование Vicon в бассейн. И главное успешно! У нас была задача снять персонажа, который гребет стоя в лодке в бурном потоке воды. Анимировать подобную сцену очень тяжело, тут происходит сложная работа с центром тяжести и усилиями гребли. Мы пробовали имитировать воду в павильоне - раскачивали лодку, пытались сделать усилие воды с помощью резиновых жгутов, насыпали шариков для детского бассейна. Все оказалось бесполезно и пришлось ехать в бассейн. Было страшновато использовать дорогостоящее оборудование у воды, но система сработала на отлично. Были свои нюансы, но главное мы получили хороший результат. 

    В конце показал ролик с нашими студийными работами, публика одобрительно зашепталась. Основной идеей было рассказать какие мы хорошие и показать чего добились. Делиться секретами и разработками время выступления не позволило, но я надеюсь многих вдохновило. Третей частью был доклад Брендфорского университета о том, как они занимаются разработками мокапа для ветеринарии. Мы с ними сотрудничаем по съемкам и обработке мокапа лошадей, соединяя науку и творчество. Всем понравилось наше двухчасовое выступление, было много вопросов и отличное общение после доклада. Надеюсь в следующий раз поедем рассказывать более масштабно про наши проекты, особенно про "Сергия Радонежского", и технологии.

     На прощальный ужин не пошли, в это время проводиться очередной пивной фестиваль, куда мы и направились настрелялись в тире, накатались на аттракционах и попробовали местного пива. FMX удался на славу!

     С радостью отвечу на ваши вопросы в комvентах, смело задавайте.

    Всем спасибо за внимание!

     

    специально для animationclub.ru, Егор Томский

     

Комментарии

0 комментариев