Журнал

Поездка на FMX 2014

  •                                     

     

    Всем привет!

     Имею честь работать лидом motion capture на "Да-студии" и хотел бы вам рассказать о поездке и докладе на конференции FMX в Германии в апреле этого года. FMX является самым крупным событием по компьютерной графике и анимации в Европе, ежегодно на него съезжается несколько тысяч человек и с докладами выступают ведущие мировые компании.

    ДА Студия стала первой анимационной студией в России, которая сделала доклад на FMX. Расширяем окно в Европу :)

    http://www.fmx.de/

     

    В начале года Vicon - лучший производитель оборудования для motion capture - предложил мне от лица "ДА-Студии" поучаствовать вместе с ними на конференции и сделать доклад о том, как мы используем мокап в России. С радостью принял предложение и начали готовиться к выступлению. Должен сказать, это очень подбадривает когда ты приезжаешь в гости не сам по себе, а в компании с крутыми дядьками, оборудованием которых пользуются все топовые студии.

    Конференция проходит в Штутгарте, но оказалось гораздо дешевле долететь из Москвы до Мюнхена и потом на поезде доехать еще пару часов. Тем более в мюнхенском вокзале оказалась удобная камера хранения, которая за 6 евро поглотила сумки, дала возможность немного прогуляться по городу и насладиться наконец местным пивом с сосисками. В самом Штутгарте мы остановились в квартире в районе Bad Cannstatt, воспользовавшись сервисом airbnb.com. Снимать жилье получается сильно дешевле чем гостиница, чаще круче и плюс можно накупить разных продуктов и фруктов в магазине на 100 евро и вкусно питаться всю неделю - в квартирах почти всегда есть кухня и все для готовки. Город утопает в зелени, сразу наполняет легкие чистым отфотосентезированным воздухом и располагает к прогулкам по паркам. На центральной площади города установили большой светодиодный телевизор, чтобы почти круглосуточно показывать работы с анимационного фестиваля. Можно сесть в одну из кафешек на площади и весь день напролет смотреть мультики, или же взять прохладного белого вина и развалиться на траве. Благо на площади есть небольшая ярмарка в честь фетиваля - сосиски, пиво, вино, блины и прочее чем можно подкрепиться. Честно говоря не было времени особо смотреть программу анимационного фестиваля, но атмосфера там очень позитивная и радостная.

    Билет на FMX стоит дорого, что-то около 300 евро на всю неделю и около 100 евро на день (докладчикам бесплатно). Чтобы попасть на интересные доклады, надо заранее занимать очередь, немцы пускают в аудиторию столько народу, сколько есть посадочных мест. Так как я работал на стенде ДА-студии и во всю расхваливал достижения народного хозяйства, то не всегда успевал подбежать и занять очередь. Поэтому некоторые выступления прошли мимо меня. В основном все доклады из серии смотрите какие мы крутые и какие штуки умеем делать (мой доклад тоже был из этой группы). Докладов, где получаешь какие-то реальные боевые знания, мало, скорее все для вдохновения, впечатления и зарождения новых идей. Все тайные знания обычно просачиваются во время кофебрейков, в очереди за хот-догами и вечернего пивопития.

     

    FMX - это отличная возможность показать свое портфолио зарубежным студиям и получить шанс работать над самыми крутыми проектами. Почти все крупные студии имели стенды с рекрутерами и можно было пособеседоваться. Один московский знакомый с лучезарной улыбкой вернулся в Москву собирать документы для посольства Канады. Так же есть зона с разными европейскими образовательными учреждениями и школами. Их реально много было представлено, на любой вкус и цвет. Во многих обучение проходит на английском. Плюс на конференции имеет место быть конечно же море новых знакомств, для этого есть ежедневные тусовки и разные мероприятия. Вобще все вокруг очень доброжелательные и настроены на общение. 

    Могу отметить очень интересные и действительно вдохновляющие доклады от Джона Ландау и от Энди Серкиса. Первый - главный продюсер Аватара, движитель виртуального кинопроизводства, делился тайными кадрами нового Аватара, рассказывал смешные байки и то, как здорово что есть куча талантливых людей, которые делают компьютерную графику. Это позволяет рассказать любую историю. История это главное! Джон Ландау постоянно об этом говорил, чуть ли не в каждом предложении звучало слово - история. Яркий спецэффект уже не так привлекает зрителя, как хорошо рассказанный сюжет. Lightstorm Intertaiment сейчас полностью переделали свой пайплайн, чтобы можно было монтировать и собирать фильм как угодно, без каких либо технических проблем и менять монтаж на лету, чтобы это не сильно отображалось на стоимости переработок. На десерт Джон рассказал смешной случай про то как Кемерон, несколько ребят из съемочной группы, пару супервайзеров и актеры поехали в джунгли репетировать перед съемками Аватара. Актеров намазали синей краской, привязали кое-как веревки вместо кос и хвостов и пустили побегать в деревьях. Сам Кемерон на обычную бытовую камеру снимал процесс, и тут они повстречали местного жителя. Житель был ошарашен при виде синей компании, его решили успокоить и сказали что они снимают кино, а вон тот парень в шортах и с камерой - режиссер Титаника и Терминатора. Местный не поверил :)

    Энди Серкис рассказывал про новую Планету обезьян и показывал секретные материалы со съемок и разные этапы работы. Перед докладом попросили сдать мобильники и поставили рамку-детектор навходе. Было очень интересно и захватывающе. Планета обезьян обещает быть отличным кино! Они активно использовали мокап в производстве и снимали его одновременно с фильмом. Это позволило очень точно вставить в последствии обезьян и взаимодействовать актерам мокапа с окружающей средой и живыми актерами. Энди постоянно говорил, что только благодаря специалистам сиджи стал знаменитостью, за что им большое спасибо. Правда, он также упомянул, что действительно классных аниматоров, способных к актерской игре очень мало, поэтому они во всю пользуются захватом движения и всячески развивают это направление. Аниматору же отводится роль доработки съемочного материала - необходимо максимально точно передать актерскую мимику и пластику на виртуального персонажа. Сейчас студия Энди Серкиса разрабатывает процесс съемок нового фильма Animal Farm, где животных будут играть мокап актеры. Подробностей не было, поэтому не спрашивайте как :) Сам Серкис произвел очень приятное впечатление, такой заводной механизм, который двигает индустрию вперед.

     Доклад ДА-Студии был совместно с Vicon и Брандфордским Университетом. Накануне вечером мы смонтировали небольшое мокап пространство из 12 камер Bonita прямо на сцене и во время доклада участвовали два актера из местных студентов. Vicon рассказывал о своих технологиях и возможностях и демонстрировал на примере персонажей и локаций из мультфильма "Сергий Радонежский". Во второй части было мое выступление, где я вкратце поведал о том как мы много мокапим массовку, лошадей, собак, верблюдов и как снимали мокап в бассейне. Ниже основные тезисы моего доклада.

    -Vicon позволяет решать все творческие задачи в реальном времени, чем мы активно и пользуемся. Аниматор может сделать черновик сцены примерно за день, потом еще день уйдет на переделку по комментариям и так далее. В мокапе же это происходит тут же, надо только найти правильного актера и грамотно поставить ему задачу. Конечно потом требуется доработка, но основной творческий поиск готов. Правда анимация гораздо точнее и лаконичней, и далеко не во всех случаях можно использовать мокап.

    - В мультфильме "Сергий Радонежский" очень много массовки и мокап позволяет быстро набирать любое количество персонажей и сразу расставлять их в сцене. Получается массовка с уникальной анимацией под каждую сцену.

    - Животных очень трудно анимировать. Особенно если дело касается сложных движений, таких как остановка, повороты и прочее. Мокап позволяет снять любое доступное животное, что сильно облегчает процесс анимации. Но стоит сказать что тут еще далеко не все так гладко и требуется много работы.

    - Да-Студия одна из первых студий, которые притащили оборудование Vicon в бассейн. И главное успешно! У нас была задача снять персонажа, который гребет стоя в лодке в бурном потоке воды. Анимировать подобную сцену очень тяжело, тут происходит сложная работа с центром тяжести и усилиями гребли. Мы пробовали имитировать воду в павильоне - раскачивали лодку, пытались сделать усилие воды с помощью резиновых жгутов, насыпали шариков для детского бассейна. Все оказалось бесполезно и пришлось ехать в бассейн. Было страшновато использовать дорогостоящее оборудование у воды, но система сработала на отлично. Были свои нюансы, но главное мы получили хороший результат. 

    В конце показал ролик с нашими студийными работами, публика одобрительно зашепталась. Основной идеей было рассказать какие мы хорошие и показать чего добились. Делиться секретами и разработками время выступления не позволило, но я надеюсь многих вдохновило. Третей частью был доклад Брендфорского университета о том, как они занимаются разработками мокапа для ветеринарии. Мы с ними сотрудничаем по съемкам и обработке мокапа лошадей, соединяя науку и творчество. Всем понравилось наше двухчасовое выступление, было много вопросов и отличное общение после доклада. Надеюсь в следующий раз поедем рассказывать более масштабно про наши проекты, особенно про "Сергия Радонежского", и технологии.

     На прощальный ужин не пошли, в это время проводиться очередной пивной фестиваль, куда мы и направились :) настрелялись в тире, накатались на аттракционах и попробовали местного пива. FMX удался на славу!

     С радостью отвечу на ваши вопросы в комvентах, смело задавайте.

    Всем спасибо за внимание!

     

    специально для animationclub.ru, Егор Томский

     

Комментарии

0 комментариев