Журнал

Интервью с Сергеем Воробьёвым, преподавателем курса «Скетчинг»

  • Сергей Воробьёв — преподаватель курса по скетчингу в Animation School. Работал старшим художником на студии «United 3D Labs», в издательстве «Интерактивный мульт», также был художником на «Да-Студии». Узнать о его курсе скетчинга и записаться можно тут — https://vk.cc/99Lpkt

    — С чего всё началось?

    — Мне трудно назвать какой-то конкретный возраст или период, так как я вырос в творческой семье: отец работает актёром, мать — художником по гриму. Так вышло, что с самого детства я был окружён людьми, так или иначе имеющими отношение к искусству и культуре. Художественная школа, художественное училище, академия живописи, затем разнообразные проекты - всё это воспринималось мной исключительно как вещи само собой разумеющиеся.

    — Каков ваш путь как художника?

    — Тут, мне кажется, нужно уточнить один момент. Есть работы на заказ, и есть личное творчество. Непонимание (а отсюда — конфликт) возникает в ситуации, когда ты в роли исполнителя пытаешься реализовать свои амбиции и идеи. Но бывает и так, попадается гибкий и открытый всему новому заказчик, готовый экспериментировать, но это почти как встретить единорога — очень трудно. Потому принцип «кесарю кесарево, а Божие Богу» — залог душевного спокойствия и финансового благополучия. Как только вы этот вопрос для себя проясните, тернистость и сложность постепенно сойдут на нет, останутся, что называется, только "муки творчества":)

    — Как выглядит поэтапный процесс от идеи до воплощения?

    — Это очень индивидуально для каждой работы. Лучше всего эту ситуацию описывает фраза П.П. Чистякова, одного из моих любимых русских педагогов: "По задаче и средства".

    Для иллюстрации приведу такой пример: я разрабатывал интерфейс для одной игры, место действия которой был некий фантасмагорический мир кошмаров, по которым странствует наш герой, пытаясь победить многочисленных персонифицированных страхов. Взаимодействуя со страхами, герой пытается понять себя. В беседе с геймдизайнером мы пришли к двум вариантам: делать в стиле дневника "Гравити Фолз" или в стиле средневековой книжной миниатюры. Сделав несколько набросков, я почувствовал, что это совершенно не то, что нужно. В итоге, по счастливой случайности на книжных развалах я наткнулся на любопытную книгу за авторством Болдыревой "Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией", 1974 года выпуска. Сейчас, насколько я знаю, дошколятам такие диагнозы не ставят. Эта книга меня просто потрясла невероятным художественным качеством большинства рисунков и стала ключом к тому дизайну интерфейса, который хотела видеть вся команда. Так что, инсайт может прийти откуда угодно, главное не пропустить его замыленным глазом.

    — Что вы делаете со своими неудачными работами?

    — Если они неудачные, то выбрасываю. Мне пришлось выбросить очень много работ. В данный момент меня это не волнует, но, может, через время я об этом пожалею. По крайней мере, замечательный художник Такташев Шамиль Абдул Хамитович, у которого мне посчастливилось учиться, настаивал, чтобы я никогда не выкидывал свои работы. У него было два пункта: 1) не выкидывай работы и 2) не работай под музыку. Музыку он сравнивал с допингом. Как только ты подсядешь на этот стимулятор, то без него уже работать не сможешь. Советы мудрые, только я им не следую. Может стану старше — поменяю мнение.

    — Как быстро стартовать с нуля начинающему художнику?

    — Очень просто - чаще работать, больше смотреть хороших работ, много читать о том, что интересно. Но самое главное - отдыхать. Ни в коем случае не работать уставшим, так как ошибки уставшего глаза и ума записываются в мышечную память руки.

    — Какие ошибки совершают начинающие художники?

    — Их слишком много. Есть ошибки системные, а есть технические, но я, откровенно говоря, не считаю это большой проблемой. В творчестве не бывает правильного или неправильного, бывает неправильно понятая и неправильно реализованная творческая задача. Это придёт с опытом и знанием инструментария.

    — Как избавиться от боязни совершить ошибку в работе?

    — Это неизбежно. Один замечательный дизайнер сказал мне на этот счёт чудесную фразу: «Когда мужчина начинает отращивать бороду, поначалу он выглядит небритым». Продолжая метафору могу сказать: «Подождите, пока борода не отрастёт со временем»

    — За какое время можно научиться неплохо рисовать?

    — Это всё очень индивидуально. Я знал людей, которые за год начинали работать словно профи и людей, которые годами делали что-то невразумительное. Но тут важно понять, что обучение художественному ремеслу (именно ремеслу, т.к. нас в данный момент интересует техническая сторона вопроса) это не какой-то дар свыше или прозрение, это простая визуальная грамотность. Когда-то вы научились читать и писать, это не какие-то сверхъестественные способности. То же самое с визуальными искусствами. Если вы поймёте их синтаксис и грамматику, то и проблем не возникнет.

    — Какие упражнения посоветуете для начинающих художников?

    — Рисуйте с пробуждением. Холстом может быть всё, что угодно: левая рука, если вы правша (и наоборот) или джинсы, брошенные на пол. Начинайте утро с такой "зарядки". А уже вечером нарисуйте по памяти человека, его лицо или просто его нос, да что угодно, что запало в душу за этот день. Приучите себя мыслить визуально. Переписывайтесь с другом или подружкой только рисунками, не используя слов, так, чтобы вы понимали друг друга. Полгода таких упражнений, и вы увидите, как ловко вы стали подмечать главное в натуре, научитесь тому, что художники называют "отбором".

    — В какой степени профессиональные художники владеют анатомией?

    — В той, в которой она помогает решать их художественные задачи. Важно понять что анатомия, правила композиции, правила колористики — лишь средства, а не цель. Если вы посмотрите на "Большую Одалиску" Энгра, то увидите, что анатомически она неверна, у неё, если верить исследователям — три лишних позвонка (за что Энгру прилетало от критиков Салона). Но цель Энгра была в неестественной грациозности, анатомия для этой задачи ему только мешала. Я учился у замечательного художника и пластического анатома Бориса Николаевича Кокуева, он любил повторять фразу ставшую хрестоматийной для его студентов: "Анатомию нужно выучить и забыть".

    Большая одалиска. 1814 Жан Огюст Доминик Энгр

    — Посоветуйте несколько полезных книг или же других источников

    Изучать в произвольном порядке:

    • П.П. Чистяков "Письма, записные книжки, воспоминания"
    • А. Дюрер "Трактаты"
    • Леонард да Винчи "Трактат о живописи"
    • Ченнино Ченнино "Книга об искусстве или трактат о живописи"(опционально)
    • Готфрид Баммес (почти все книги не переведённые на русский язык. Вам нужны только репродукции)
    • Рабинович "Пластическая анатомия"
    • Кокорин "Ленинградский альбом"
    • Иоханнес Итен "Искусство цвета", "Искусство формы"(обязательно)
    • Пауль Клее "Педагогические эскизы"(только иностранное издание, в русском есть ошибки)
    • Авсиян "Рисование по представлению"
    • Школа Изобразительного искусства (книги с 1960, они очень неплохи и системные для новичков).
    • Н.Н. Ростовцев "История методов обучения рисунку"(опционально)
    • Кандинский "Точка и линия на плоскости" (Обязательно! Даже если ничего не поймёте, то отложите на потом, когда созреете)

     

    Помимо книг рекомендую проект Google Art&Culture — это обширная коллекция отсканированных, иногда в формате gigapixel, музейных экспонатов со всего мира. Тут можно найти абсолютно всё, что угодно, сейчас вы залипаете на пастозную фактуру "Возвращение блудного сына" Рембрандта, а через минуту наслаждаетесь социальными граффити Blu. Огромный плюс —возможность создавать свои пользовательские галереи сослужит хорошую службу при поиске референсов для очередной работы. Помимо этого, не стоит манкировать оффлайновыми выставками. Ходите много и часто на то, что любите и особенно на то, что не понимаете. Будьте открытыми ко всему.

    Если планируете поездку, то старайтесь выкроить время на местные музеи и галереи. По возможности старайтесь заниматься, так называемым, арт туризмом. Выставка Брейгеля в Вене или выставка о влиянии работ Франса Хальса на модернистов в Гарлеме выкройте время и деньги и смотайтесь на один день. Вы должны быть насмотренным. Насмотренность это часть инвестиции в себя.

    И вишенкой на торте моих рекомендаций пусть будет небольшая статья Климента Гринберга "Авангард и Китч"

    — Курс будет проходить онлайн, исключая живую натуру, это не помешает студентам прочувствовать глубину форм и объёмов?

    — Я писал курс, опираясь на форкурс Баухауса (подготовительный курс). После него студенты выбирали специализацию. Суть в том, чтобы дать человеку понять принцип формообразования, без него хоть укройся натурой с ног до головы, но рисовать не научишься. Живой натурщик или цифровой — не суть. Важно понять, что натурщик — это инструмент (пособие) в постижении принципов сложения формы, не более. У нас нет цели научиться рисовать натурщиков, есть цель научиться рисовать.

    — Зачем люди идут учиться рисовать, чем это полезно, кому это подойдёт?

    — Мне кажется, люди идут учиться рисовать по двум причинам.

    Первая — это причина эстетическая. Вот, живёт себе человек, спит, ест, встречается с друзьями и подругами — всё у него складно, но это повседневное существование не исчерпывает его духовных претензий, и поэтому он чувствует тягу к чему-то, что эти претензии в определённой мере удовлетворяет, к творчеству.

    Вторая же причина — утилитарная. Огромное количество творческих профессий требуют навыков визуальной фиксации своих мыслей и идей, поэтому он начинает изучать рисунок, живопись, композицию и историю искусств, чтобы грамотно изображать свои задумки и быть понятым другими людьми. Это касается не только аниматоров, которым умение рисовать, мне кажется, жизненно необходимо, но и писателей, режиссёров, модельеров, да и даже инженеров это касается. За примерами далеко ходить не надо, Умберто Эко, например, для того чтобы прояснить переводчику нюансы повествования, рисовал подробный план корабля из "Острова накануне", а потрясающий сториборд Джеймса Кэмерона к "Терминатору", о раскадровках Эйзенштейна все и так хорошо знают. Я, конечно, предвзят и сужу как физрук в литературном институте, свято верящий, что его предмет главный, но я искренне верю, что умение рисовать одно из обязательных качеств современного образованного человека.

    — Какая мысль мотивирует вас не останавливаться в своём профессиональном развитии?

    — Скорее не мысль, а чувство того, что мне это очень интересно. Иногда это чувство ослабевает, затем снова усиливается, но могу точно сказать, что мне очень интересно заниматься творчеством.

    — Что бы вы пожелали сейчас тем, кто впервые возьмёт в руку карандаш и начнёт учиться рисовать?

    —Бегите, глупцы! :) А если серьёзно, то старайтесь развиваться гармонично. Я поясню, что имею в виду — иногда у вас будут успехи в рисунке, но не будет получаться живопись, или вам не будет даваться анатомия, но будет интересная композиция. Постарайтесь не отмахиваться от того, что в данный момент не выходит, «не понимаю анатомию, ну и фиг с ней». Оставьте проблемную дисциплину на короткое время, обдумайте, проанализируйте причины ошибок, а затем снова в бой. Если вам удастся развиваться гармонично, то вы будете гибким и универсальным в профессиональном плане.

    Узнать подробнее о курсе Сергея и оставить заявку можно здесь— https://vk.cc/99Lpkt

    Интервью взяла Вохмякова Кристина