Журнал

Интервью с Андреем Трениным, основателем AnimationClub.ru

  • Сегодня в гостях у нас Андрей Тренин основатель школы ANIMATIONCLUB.RU ( https://animationschool.ru ) преподаватель, наставник и естественно прекрасный аниматор.

    Стаж работы аниматором — 10 лет. Участвовал в проектах: «Незнайка и Баррабас», «Алена и Ерема», «Лягушачий рай», «Сапсан», «Морской дьявол», «Белка и Стрелка», анимация трейлеров студии GlukoZa Production – проект «Савва», в сериале «Защитники», «Сказочный патруль».

    Наработки с проекта «Савва» студия «GlukozaProduction»

    Андрей расскажите пожалуйста, почему Вы решили стать аниматором? Что Вас привлекло?

    Я с детства мечтал быть аниматором. В детстве, когда смотрел «Спокойной ночи малыши», впервые увидел флипбук. Аниматор, пришедший в студию, показал, как рисовать летящую чайку - галочку вверх, галочку вниз, и я до сих пор помню этот момент. Мне тогда уже нужно было идти спать, а тут такую галочку показали! В общем, я их рисовал потом везде. Затем понял принцип, начал рисовать уже не только галочки, но и всяких персонажей, роботов и так далее. И мне это очень нравилось.

    Вы заканчивали специальное учебное учреждение или учились сами?

    Так как учиться было негде, я поступил в «Палехское худ. училище им. Горького», отучился там пять лет, но не оставлял идею стать аниматором. Это была очень хорошая база для меня, сейчас она сильно помогает. Понятно, что в 3D анимации не обязательно рисовать, но я чувствую, что это всё-таки сыграло ключевую роль.

    ВОЛК

    Расскажите, что было после училища?

    Меня всегда спрашивали куда дальше, а я говорил, что хочу стать аниматором. Не хотелось рисовать иконы, иконостасы и шкатулки. Мне хотелось идти по другому пути. Учиться было негде, и интернет тогда был по модему. Поэтому об онлайн образовании речи не шло. Я не знал, как ориентироваться и начал рисовать в Photoshop. Потом я приехал в Москву, на мастер-класс по лаковой миниатюре, и сам побежал к художникам-мультипликаторам на студию и стучался к ним с портфолио, чтобы меня взяли хоть куда-нибудь. Так и получилось, что я попал на студию «Солнечный Дом», благодаря Марине Лесковой (Гаки), это художник-иллюстратор и режиссер-постановщик анимационного кино, она увидела мои работы и взяла прорисовщиком.

    Сон / Морозко

    Прорисовщик был из меня никакой. После трех дней на студии менеджеры подсуетились и отправили в «FAF Entertainment», которые делали «Незнайка и Баррабасс». Это был первый проект, на который я попал и осел там. Курсы, которые я там проходил, преподавала Светлана Петровна Сичкарь - художник-мультипликатор ещё советских времен, и они вместе с Эльвирой Михайловной Масловой преподавали классическую анимацию - пушки, шарики, мячики, арки, травинки. Мы изучали все это прямо на студии и ещё работали. А так как у меня был крепкий рисунок, меня посадили отрисовывать персонажей и делать лейауты.

    Последний / Катя / Михалыч

    Научившись рисовать анимацию, я пересел на перекладку. Дальше меня уже обучал Алексей Рубцов. Он мне показал программу Moho, и научил ориентироваться в плоском пространстве, таком как 2D анимация и перекладной стиль. Где-то год мы делали с ним заставки, потом попали на другой проект, прокачался немножко. Этот стиль мне очень нравится, он интересный.

    Но всего этого было недостаточно, потому что было очень много практики, но мало теории. Многое делалось по наитию. Я думаю, что гиперскачок, и не только у меня, вообще у большинства аниматоров в Москве произошел благодаря тому, что в столицу приехал Саша Дорогов с «Disney». У него огромный опыт преподавания он организовал школу в Москве (сейчас уже уехал и преподает онлайн). Он рассказал много тонкостей анимации, от которых наш уровень сразу вырос, у всех. Это был заметно в течение года. Первый опыт 3D получил на проекте, который на тот момент назывался «Кракатук». На нем меня научили программе Maya.

    Андрей, когда Вы, начали изучать 3d анимацию, на что было похоже Ваше первое творение?

    Первые анимации до сих пор у меня хранятся, и они ужасные. Вы когда-нибудь видели эпилептические припадки? Да, вот именно такой, анимация у меня и была. Она была дерганая, рваная. В силу темперамента у меня и сейчас это присутствует. Cпокойный человек делает спокойную анимацию, а мне обычно приходится себя укрощать.

    BorisLetMish

    Кого вы можете назвать своим учителем, наставником, вдохновителем?

    Мы постоянно у кого-то учимся и необязательно это официальное образование. Самая полезная информация была от Саши Дорогова. Все что он рассказывал - работает. Любые принципы, который он давал были важными. Даже если ты их сначала не понимаешь, то попробовав видишь, что это действительно правильно. За такими мастерами просто нужно повторять, следить и вообще впитывать всё что говорят, даже если не понимаешь, потом придет осознание. Сейчас я учусь, наверное, у своих коллег. Например у Марата Давлетшина. Мы учимся друг у друга, вместе создали школу, и пишем уроки, обмениваясь знаниями. Через преподавание, я подрос процентов на 30, мне кажется. Потому что пришлось привести в порядок все свои принципы по анимации, ведь ты не просто что-то делаешь, а должен объяснить и доказать почему это работает. Сейчас если я анимирую персонажа, то сам себе объясняю - почему делаю то или иное действие. И анимация получается в разы лучше, становится управляемой. И получается, что я делаю и воплощаю именно то, что хочу, а не персонаж диктует и управляет мной.

    Стоит ли читать профессиональную литературу и какую посоветуете?

    Мне очень сильно помогла книга Ричарда Уильямса. В книге мощно раскрыта механика тела, в особенности походка. В школе мы применили его подход к обучению.

    Почему Вы решили создать школу?

    Меня вместе с Денисом Афанасьевым пригласили на проект к Владу Барбэ «Утиные истории» в качестве супервайзеров по анимации. И там мы столкнулись с нехваткой аниматоров. Приходили ребята, которые только открыли Maya или изучали ее самостоятельно полгода, и предлагали себя в качестве аниматоров, что не соответствовало требованиям, мягко говоря. Тогда мы задумались над необходимостью открытия курсов. Такая практика уже была на студии “Классика”, но когда школа открывается в рамках студии, начинаются проблемы - заняты компьютеры, заняты супервайзеры, которых и так не хватает. Поэтому нам отказали в материальной помощи. Ведь обычно приходит человек десять, бесплатно учатся и потом разбегаются по другим студиям. Поэтому этот вариант не рассматривался. Размышляя над возможностями открытия школы, понял, что можно сделать независимую онлайн школу. Благодаря клубу аниматоров, в котором на тот момент было где-то полторы тысячи человек, она и стартанула и достаточно хорошо.

    Fin coocing

    Это очень серьезное и трудное решение, Вам кто-то помогал?

    Изначально все началось с клуба аниматоров. Потому что на студию приходили люди и просили высокую зарплату за некачественную работу, и нас аниматоров, эта несправедливость возмущала. В связи с этим, предложил ребятам создать сайт, на котором можно выложить свою работу, и где слева будет рейтинг работ, а справа рейтинг авторов работ. Я под это всё подговорил Дениса Афанасьева, Марата Давлетшина, Алексея Медведева, Арсения Тургулайнена и Ивана Пшонкина. Мы сделали первый сайт, конечно в начале он работал с перебоями, Денис Афанасьев очень сильно помогал с дизайном, ребята моделировали. Прошел год, второй, сайт перешёл на другой движок. Потом, ребята оставили это дело, потому что, занимались анимацией. А я продолжал заниматься клубом, собирал контент, выкладывал его, пытался как-то развивать сообщество, потому что люди подписывались. Затем мы перешли ВКонтакт, и сообщество стало быстрее собираться. Когда я открывал школу, то позвал ребят снова и предложил преподавать. Все отказались, так как были заняты. Марат сказал, что это интересная идея, и посоветовал начать со скайпа. А мне хотелось, чтобы было официально, серьёзно и по-масштабнее. Пришлось одному собрать и запускать первый класс. Первые два потока собрались сразу, видимо благодаря клубу. Все прошло успешно. Я хотел учить именно так, чтобы на студии люди были востребованы.

    Вы довольны тем, что создали школу?

    Да. Это сейчас моя основная деятельность. Работаю над тем, чтобы школа развивалась и была качественная.

    Вы считаете школа развивается в правильном направлении?

    Я думаю да, в правильном. Самое интересное, что сейчас к процессу присоединилось очень много хороших ребят, и мы все идем к одной цели - развиваем школу. Мы упаковываем, конвертируем знания, добиваемся результата от студентов. Есть понимание, зачем это, для кого это и то, что мы делаем хорошее дело, нам пишут благодарности - это приятно. Спасибо тем ребятам, которые считают не лишним написать хороший отзыв, потому что это очень важно для нас также, как и негативный. Мы на них реагируем и даже специально собираем потому, что нам это очень важно. Это заставляет нас исправлять недочеты в работе. Вот поэтому все, кто будет читать это интервью, и появятся предложения или замечания о нашей работе, напишите и мы на это отреагируем.

    Вы работаете над каким-то проектом?

    Сначала я работал на студиях, и понял, что сидя на окладе начинаешь лениться. Понимая, что платят за определенный объем, дальше начинаешь филонить. Мое мнение — аниматор должен работать сдельно. Во-первых не расслабляешься, во-вторых делаешь норматив. В дальнейшем перешел на фриланс. Сейчас делаю анимацию уже только для себя, потому что мне пришлось сделать выбор: фрилансить или заниматься школой. Потому что не успеть и здесь, и здесь. И я сделал выбор в сторону не мастерства, а в сторону предпринимательства. Думаю это было правильное решение. Когда выбор был сделан, мы совершили небольшой подъем - увеличились и открыли новые направления. Я начал больше времени уделять школе, и стал больше анализировать анимацию, и по-другому к ней относиться, у меня появилось время на структурирование, и создание новых лекций, а также на развитие YouTube канала.

    Мотивируете ли вы себя?

    Приятно осознавать что делаешь полезное дело. Человек пришёл, получил знания, доволен, еще и индустрия нашла боевую единицу, всем хорошо, все Win - Win. Мне кажется я просто не могу не делать это.

    Есть ли у Вас свой девиз?

    Win - Win. Чтобы все были победителями. Каждый что-то получил для себя.

    В основном это ресурсы, откуда их брать и как их правильно организовать между собой. А ресурсы — это люди и деньги. Не хватает человеческих ресурсов. На данный момент наша основная потребность это люди, которые выполняют определенные функции. Сейчас мы продумываем нашу организационную схему внутри, чтобы за каждым отделом или за каждой функцией был закреплен определенный человек. Который бы с ней справлялся, чтобы это был не лишний человек, он был бы заинтересован и мотивирован. Еще нас не устраивает, что сидим на разных платформах. Есть правда, одна идея, но думаю только к осени, мы сможем ее реализовать.

    Какие дальнейшие планы развития школы?

    Могу сказать цели, которые мы поставили: видеожурнал - канал YouTube на котором мы будем сидеть, но, если YouTube не будет снова палки в колеса совать, банить контент, закрывать нам на девяносто дней трансляцию. Может быть мы перейдем на другую платформу. Идея с видеожурналом - это стримить все мастер-классы, бесплатно для всех, обсуждать и раскрывать новые темы. В общем, развивать индустрию анимации. Видеожурнал почти уже сформировался, мы думаем он будет в основном на волонтерах. Бутик ригов для 3Dшников, где будут скелетоны, скрипты, риги и много чего интересного. Бутик, в котором можно будет за недорого приобретать себе в работу персонажей. Сейчас мы уже сделали четырех персонажей, с классной боди механикой. Еще система наград и достижений.

    Мы поняли, что сильно ребят мотивирует оценка качества их обучения, и у нас уже сейчас есть те, кто получают медали, за отличное выполнение задания и выполнения его в срок. Помимо скидок на учёбу и других плюшек, ты получаешь на экваторе, то есть на середине обучения, review от голливудского аниматора, по своим сделанным работам. Курсы на английском языке хотим запустить. У нас есть голливудский преподаватель почему бы ему не преподавать на английском языке. В мире, я думаю тоже найдутся люди, которые захотят пройти мастер-класс, например, у Джозефа Холмарка, по мультяшной анимации.

    Оцифровка, оптимизация. Переписать 50% лекционного материала по 3D, потому что изменился функционал в Maya. Провести слет осенью, мы сейчас его готовим, но спикеров пока не буду раскрывать, половина тех, кого мы и хотели уже согласилась. Они крутые и с крутых студий.

    В октябре планируется Слет аниматоров, расскажите о цели мероприятия и что будет нового в этом году? Программа как-то изменится?

    Мы учитывали всё, о чём нам говорили участники прошлого слета. Во-первых, будет место, мы его назвали - meeting point, место, где можно будет общаться со спикерами. Спикеры будут после своего выступления выходить в эту зону и дальше уже беседовать прямо в этом месте с участниками. А то как правило бывает, все начинают ломиться в гримерку, а там места нет. И мы для этого сняли целые 100 квадратов. Там будут стоять диванчики для комфорта.

    В главном зале будут рассказывать спикеры, мастер-классы будут в другом зале, и будет Экспо, где будут приглашены эйчары студий, партнеры, мини выставка для аниматоров. Мы даже думали пригласить эйчаров с иностранных студий. Может быть в качестве эйчаров выступят спикеры, которые приехали из других студия. Идея в том, чтобы они приехали с миссией не просто выступить, а ещё и захантить кого-нибудь. Вот поэтому все ребята, которые хотят устроиться на работу и показать свое портфолио, смогут свое портфолио прислать на определенную почту, и она будет сохранена, или прийти со своей флешкой, визиткой, резюме и всё это нам отдать, чтобы это можно было показать аниматору или эйчару студии.

    Плюс к этому, будут проходить разные активности, то есть мы будем проводить внутренние конкурсы, чтобы люди между собой общались, подходили к стойкам с эйчарами, рисовали и делали анимацию и получили много мотивации от крутых спикеров, будут игры, нужно будет что-то собрать, и будут призы. В общем это слет-практикум, цель которого собрать профессионалов в одном месте, это будет 29 - 30 сентября в ЦДХ.

    Слет аниматоров 2017

    В прошлом году было много посетивших Слет, вы были приятно удивлены?

    Изначально нам сказали что мы не соберем 500 человек, понятно что на Слете не все были аниматорами, но мы собрали почти 600. На данный момент мы планируем собрать 600 плюс. В этом году мы учли ошибку прошлого, в котором было много 3D контента и совсем не было 2D. В этот раз будут представлены 2D и 3D аниматоры, а также продюсеры, режиссеры, иностранные аниматоры и поэтому я думаю, что будет интересно всем. Плюс к этому мастер-классы, наброски, манга, флипбуки, и скетчбуки и как это всё дело рисовать.

    Мы не будем вести онлайн трансляцию, но все самое интересное запишем. Конечно если опять Марат Давлетшин расскажет об интересных вещах и попросит нас не записывать, то не будем. Да и в основном мы хотим, чтобы люди, не просто увидели, а между собой общались. Вот поэтому лучше приехать, познакомиться, набрать себе визиток, договориться о том, чтобы прийти на студию.

    Мы хотим собрать партнёров анимационных студий, чтобы они поставили свои столики к которым можно подойти за информацией, и по-крайней мере мы увидим сколько их. Ребята, которые фрилансят, или хотят фрилансить и найти работу, смогут напрямую пообщаться с этими партнерами. Сейчас ищем специалиста, который рисует анимацию в VR, и пригласить его на сцену, чтобы он нам рассказал, как всё это делается, и сами люди попробовали нарисовать анимацию прямо в VR.

    Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по профессии аниматор?

    Любой навык развивается. Хорошо, когда на старте человек рисующий. Он уже визуал изначально. Всё воспринимает через картинку, не через звук, не через логику, а именно через картинку. Поэтому, когда он делает что-то, он делает это красиво. Но ребята, которые были юристами, менеджерами также приходят в анимацию, и в дальнейшем делают красиво. Внутри воспитывается вкус. Ключевой навык - это насмотренность, рисунок, далее чувство ритма, потому что ритм присутствует во всем, в анимации особенно влияет на всё. И ещё актерская игра, психология в какой-то степени. Потому что, если делать разные психологические тонкие сцены то, нужно понимать где переиграл, где недоиграл, почему персонаж так сидит, знать и понимать все жесты. Также, аниматору важно быть коммуникабельным. Будет общаться, будет быстрее расти.

    Как вы воспринимаете критику сейчас и как это было раньше?

    Критика всегда не нравится, но это, наверное, самое полезное и самое нужное что может быть. Конечно к ней нужно по-доброму относиться. Я хорошо к ней отношусь, люблю критику, но в небольших количествах. Я поем этой критики, пойду потом переваривать, мне будет плохо, но я знаю, что это полезно.

    Было ли у вас в жизни, что не укладывались в дедлайн? Если да, то что посоветуете делать в подобной ситуации?

    Да было, никогда не забуду -«Сказочный патруль». Я был супервайзером по анимации, и у меня было три аниматора. Один удаленно, второй в отпуске, третий еще в «Scream School» учиться в первом классе, а нужно закончить было за три недели, девять минут анимации нового сериала, в котором конь не валялся, и при не очень высоких расценках на анимацию. Набрал 13 аниматоров и из них было 9 студентов. Правки делал как на курсах -видеотрансляцией, естественно, процентов 30 я ещё потом правил вручную, но в целом мы вышли на скорость секунд 30 в день. И мы успели, за счет студентов, и как мне кажется, за счёт того, что правки были не текстом, а были записаны видео. Это случай на проекте. А когда я сам анимировал шот -просто сидишь и делаешь, отключаешься полностью от мира и анимируешь. Есть такой принцип называется 60%, это когда анимация почти сделана, можно еще что то поправить, но уже выглядит нормально -отправляешь ее. И это может прокатить.

    Сказочный патруль

    Андрей Вы занимаетесь школой, преподаете и ведете курсы, работаете, скажите, Вы спать то успеваете?

    Да успеваю, только благодаря тому, что у нас команда. Занимаюсь только тем, как я считаю, что я делаю хорошо — преподаю и собственно принимаю решения вместе с командой. В остальном, каждый делает свое дело. Только благодаря этому, получается всё успевать. Я успеваю преподавать, и то не все, сосредоточился на втором классе.

    Мы понимаем, что Вы очень занятой человек, но работа аниматором, это "сидячая" работа, скажите Вы занимаетесь спортом или может быть есть хобби?

    Да конечно. Я считаю, что, если ты занимаешься спортом, у тебя есть энергия, энергия — это твое ресурсное состояние. А в хорошем, здравом состоянии ты принимаешь правильные решения. Если хорошее настроение, то придумаешь что-то хорошее, если у тебя плохое настроение, соответственно и идеи твои такие же. Спорт очень сильно помогает. Я занимаюсь единоборствами, это джиу-джитсу. На этих соревнованиях в «UAEJJF Moscow International Pro 2018» получил бронзу. Спорт очень важен для человека, который много сидит. Поэтому всем рекомендую, если кто-то сидит и ничего не делает - пора что-то менять.

    UAEJJF Moscow International Pro 2018

    Нужен ли английский язык в сфере 3Д анимации? На каком уровне его знаете Вы?

    Нужен, и стыдно признаться он у меня на нулевом уровне. Я всегда пользуюсь костылями какими-то, чтобы общаться и переписываться с людьми. Я изучал английский онлайн и считаю, что это самый лучший способ.

    А Вы планируете создавать свои мультфильмы? Создать команду и начать творить?

    Перед тем как открыть школу, начинал создавать свой мультик, но потом передумал. Сначала было желание сделать свое кино ради амбиций. Сейчас другое отношение к этому, мне не важно, что это будет моя идея, мне хочется, сделать его как проект. Как например, Алексей Медведев, сейчас он презентует фильм, в рамках студии «Wizard Series». Он смог спродюсировать фильм. С этой точки зрения мне интересно, найти денег на это дело, найти исполнителей, автора, всё это склеить между собой, запустить процесс, контролировать и довести его до конца. С этой точки зрения мне интересно было бы сделать, но сейчас пока цели себе такой не ставил.

    Насколько развита анимация в России по сравнению с другими странами?

    Как мне кажется, 5% от развитости остального мира. У нас слабо развит рынок, поэтому есть куда расти, есть чем заниматься.

    Андрей, спасибо огромное за интересный и полезный разговор. Что бы Вы пожелали и о чем предупредили, тех, кто начал осваивать эту интересную профессию?

    Я бы поздравил. Это не скучно. Когда я начинаю читать какой-нибудь договор или смотрю какую-нибудь смету, я засыпаю, не представляю, как люди этим постоянно занимаются. А в анимации у тебя вкусный чаёк, включена музыка, ты создаешь вокруг себя творческую атмосферу и творишь. Создаешь какой-то мир, который тебе нравится и он оживает на твоих глазах. Я думаю, что это одна из самых лучших профессий, которые только могут быть. Поэтому поздравляю!

Комментарии

0 комментариев