Журнал

Основы человеческой анатомии: баланс и движение

  •  

    Баланс: как мы стоим (и падаем)

     

    Центр тяжести (ЦТ) человека расположен примерно на уровне пупка. Тело поддерживается любой плоскостью, на которую опирается: ногами, или одной ногой, ногой и рукой, обеими ногами и рукой, двумя руками, и т.д. Центр опоры (ЦО) это точка между (либо напротив) точками касания земли. В зависимости от количества последних, точки формируют линию, треугольник или квадрат.

     

     

    Ровное расположение ЦО и ЦТ определяет баланс и в реальной жизни, и на бумаге, и работают они по-разному в зависимости от того, находится ли тело в покое или в движении.

     

    Баланс в состоянии покоя

     

    Вообразите вертикальную линию, идущую вверх от ЦО. Тело находится в балансе, если эта линия проходит через ЦТ. Считайте, что это две банки, стоящие друг на друге. Они могут лишь немного отклониться в сторону, иначе упадут.

     

     

    Даже если тело находится в сложной позе, в большинстве случаев ЦТ идет вровень с ЦО и удерживает тело.

     

     

    Дольше пары секунд в неровной позе, вроде той, что ниже, не простоишь. Баланс должен быть восстановлен либо посредством перемещения центра тяжести на ту самую линию, либо изменения позиции ступней, чтоб выровнять ЦО, иначе падение неизбежно.

     

     

    Подробнее о центре опоры

     

    Имеет смысл разъяснить, что мое определение центра опоры как точки, расположенной между точек касания земли, было очень упрощено: определение расположения не всегда настолько простая вещь, на самом деле оно требует интуиции и наблюдательности, так как точки соприкосновения с землей не отражают вес объекта. Центр опоры расположен ближе к той стороне, где сосредоточено больше веса, соразмерно общей массе. Классический пример: когда вы просто стоите, вы можете обнаружить, что переносите вес на одну ногу (внизу слева). Заметьте, что когда вы делаете это, ваше тело располагается поверх этой ноги и как центр тяжести перемещается обратно в центр, когда вес снова распределен на обе ноги (справа внизу).

     

     

    Мы чаще распределяем вес между ногами неравномерно, чем поровну, и это воспринимается нами как что-то естественное: мастера, рисующие фигуру человека, это улавливают и поэтому у них получаются расслабленно и натурально выглядящие персонажи, в то время как те, кто применяет правило баланса математически, получают в итоге деревянные, неестественные и нединамичные позы.

     

    Ниже вы видите изображение этой динамики: персонаж слева зарисован в полушаге, он переносит вес на одну ногу и собирается поднять другую. Перенос веса незначителен, не считая опоры на землю. Ее ЦО близко к ноге, на которую была перенесена масса тела. Это потому что большая часть ее массы перенесена на ногу, стоящую впереди, поэтому мы можем точно сказать, что она остановилась в движении. Фигура справа же показывает что ЦТ лишь слегка отклонен от середины тела, и эта визуальная тонкость в позе говорит нам, что вес плавно перенесен на левую ногу и поэтому фигура не выглядит рисунком из пособия по боевым искусствам.

     

     

    Дополнительную сложность составляют мускулы. Спортсмены иногда изумляют нас кажущимися невозможными позами. Однако если в жизни мы можем смотреть на подобное и не иметь другого выбора, кроме как поверить в то, что мы видим перед глазами, на бумаге такие фигуры скорее всего завалятся и будут выглядеть неправильно. Для художника важно учиться рисовать то, что выглядит правильно, нежели то, что на самом деле правильно, но выглядит странно. Нарушающие законы гравитации примеры поз ниже – все настоящие, но можете ли вы их принять за чистую монету, не видя реальных фото?

     

     

    Тем не менее, мускулы вступают в игру и в более обыденных ситуациях. Например, фигурки внизу несут одинаковый вес. Тот, что повыше и помускулистей, может нести его на вытянутых руках. Хоть это и смещает ЦТ его тела, он достаточно силен, чтоб этого не замечать. Маленькая фигурка заваливается назад, ему приходится держать вес ближе к себе и слегка выгнуться, чтобы сохранить расположение центра тяжести как можно ровнее.

     

     

    Звучит сложно, когда я описываю словами, но это происходит с нами постоянно, и мы об этом даже не задумываемся. Способность осознавать или ощущать то, что рисуешь, облегчает рисование, и не приходится высчитывать размещение точек равновесия.

     

    Баланс в движении

     

    Мы рассуждаем иначе, когда тело находится в движении. Дисбаланс – это движущая сила любого движения. По сути, можно сказать, что движение — это контролируемая потеря баланса. В этот раз оба центра баланса отложим в сторону, только будем держать в голове, что чем больше поза основывается на принципе, описанном выше, тем более она «быстрая», динамичная, эффектная. Ниже указываются типы движения, которые часто имеют место в рисунках.

     

    Бег или движение вперед

     

    Чем быстрее мы бежим, тем больше мы нагибаемся вперед. Правило таково, что при полном выпрямлении корпуса, нога впереди должна коснуться земли вровень с головой (т.е. если соединить их линией, они будут на одном уровне), или примерно вровень. Если голова отклоняется от ног, то этот неконтролируемый бег не закончится ничем иным, кроме как падением лицом об землю.

     

     

    Движение назад

     

    Противоположно движению вперед, тело сгибается назад, по крайней мере, когда мы стараемся идти быстрее обычного шага. Диапазон сгиба небольшой. Пятка должна коснуться земли на уровне высшей точки сгиба тела, и если вы попробуете так встать, то вы сможете сделать только совсем маленький шаг при условии, что вы не перестанете двигаться вообще.

     

     

    Бросок

     

    Пытаетесь ли вы бросить что-то, или сделать выпад, движение будет одинаковым. Так же оно будет всегда сопровождаться шагом вперед ноги, противоположной руке, совершающей действие. Это естественное и бессознательное действие, предотвращающее заваливание тела вперед вслед за броском. Мастера боевых искусств и прочие атлеты иногда выносят ногу, параллельную руке, но имейте в виду, что это движение сознательное и тренированное, такого не увидишь в драке в баре. Есть фишка, чтобы нарисовать бросок более динамичным или чтобы он выглядел так, будто он был зарисован в самый активный момент схватки. Нарисуйте, как нога выносится вперед, но за момент до того, как она коснется земли, как будто движение было запечатлено в самом конце (как показано на картинке).

     

     

    Славливание предмета

     

    Когда мы ловим что-то и блокируем, удар от этого предмета, либо уклоняемся от него, мы делаем шаг назад, чтобы уменьшить отдачу от приближающегося на скорости веса. Только натренированный боец шагнет вперед, чтобы заблокировать удар, такое движение неестественно. Отметьте, что нам не нужно, чтоб такое движение выглядело плавно или динамично.

     

     

    Прыжок и падение

     

    Разница между этими двумя движениями очевидна: прыжок – контролируется и приземление будет успешным, и падение – не контролируется, приземление закончится повреждениями. Однако иногда разницу уловить трудно, как на картинке в верхнем ряду. Первый набросок выглядит так, что прыгающий приземлится успешно. Это потому что ноги расположены точно под ЦТ, этим и будет достигнут баланс при приземлении. Второй рисунок – тот же самый, только я его слегка повернул так, чтобы ноги больше не были ровно под центром тяжести. Вот и разница. Теперь движение не контролируется. Последние два примера еще более несбалансированные и выглядят более впечатляющими в плане падения.

     

     

     

    Удар

     

    Ниже нарисованы три отчетливых удара: естественный и нетренированный, футбольный пинок, удар ногой мастера боевых искусств.

     

     

    Когда кто-то что-то пинает, естественной реакцией будет отклонение назад, чтобы противопоставить свой вес силе удара и таким образом остаться на ногах. Это создает серьезный риск падения на живот пинающего, если удар слишком сильный или если опора недостаточно устойчива. Это движение вписано на подкорке мозга человека и вряд ли возможно двигаться в любом другом направлении после такого удара, не вернув поднятую ногу обратно на землю для восстановления баланса.

     

    Приведенный выше футбольный пинок, являющийся не единственной в своем роде разновидностью пинка в футболе, организован так, чтобы игрок не потерял баланс от силы удара, и чтобы он был в состоянии бежать после совершения удара, не останавливаясь. Можно проследить это по наклону тела вперед и по тому, как разведены в стороны руки для сохранения баланса. Когда нога возвращается на землю, все тело находится в позе бега. Удар из боевых искусств представляет собой что-то похожее, вкупе с умышленным смещением баланса. Можно увидеть, как ЦТ смещается вперед, а за ним и все тело. Удар рассчитан на то, что импульс от цели не даст бойцу упасть, поэтому последний переносит весь вес своего тела на удар, придавая ему силу. Заметьте, что такой выпад используется против неподвижной цели, вроде мешка с песком, либо против оппонента-новичка, так как более профессиональный противник позаботится о том, чтобы не переносить весь свой вес на удар, потому что если его схватят или уклонятся от удара, то он просто упадет навзничь.

     

    Практика

    • Наблюдайте за людьми, изучайте фото спортсменов в движении, держа в голове все вышесказанное. Чтобы сохранить их в своей библиотеке образов, делайте наброски деталей, которые хотите запомнить.
    • Делайте наброски людей в различных статичных позах, не пользуясь референсами. Выглядят ли они сбалансированными? Если нет, пересмотрите ЦО и ЦТ и проверьте, выровнены ли они.
    • Переведите общие формы с фото спортсменов в движении. Вы заметите, что в результате никакой динамики вы не получите, и это неизбежно при обводке фотографий. Но если вы будете с этим работать, то при рисовании слегка утрируйте суть движения, чтобы получилось более эффектно.

     

    Источник: https://design.tutsplus.com/articles/human-anatomy-fundamentals-balance-and-movement--vector-20936

Комментарии

0 комментариев