Журнал

7 причин в пользу Maya


  • 3D-анимация создаётся при помощи разных программ. В настоящее время наибольшим спросом пользуются Maya и 3ds Max от Autodesk, растёт популярность Cinema 4D, не остаются в стороне и поклонники Blender.


    Метод создания 3D-анимации во всех перечисленных программах одинаков, будь то анимация для фильмов, для игр, техническая анимация или простые заставки (инфографика и т.д.).

    Называется этот метод “кейфрейминг”, или анимация с помощью ключевых кадров. Каждая из программ обладает шкалой времени, или “таймлайном”, на которой фиксируются ключевые кадры (ключи). В любой из программ устанавливается зависимость расстояния от времени, которая лежит в основе любого движения.

    Львиную долю на рынке по-прежнему занимает Autodesk. И это понятно: 3ds Max и Maya на протяжении многих лет удерживают пальму первенства. В последние годы Maya уверенно лидирует в анимационной индустрии. Почему же именно Maya?


    Maya появилась в 1998 году, но история её мощных инструментов началась гораздо раньше. Дело в том, что Maya - наследница такого “динозавра” компьютерной графики восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, как Power Animator от компании Alias и ряда других графических монстров. Изначально Maya создавалась для профессиональных рабочих станций Silicon Graphics, как и её предшественники. Но на рубеже тысячелетий трёхмерная компьютерная графика стала “по зубам” обычным персональным компьютерам и Maya стремительно распространилась на них. Свыше тридцати лет алгоритмы анимации совершенствовались и, на сегодня Maya предлагает, пожалуй, самый удобный и гибкий инструментарий.


    Ближайший соперник Maya - Autodesk 3ds Max, напротив, изначально создавался для бытовых компьютеров. Сейчас этот продукт обладает множеством инструментов для создания анимации. По утверждению специалистов, с помощью 3ds Max можно выполнить анимацию любой сложности. Однако логика интерфейса 3ds Max принципиально другая, нежели в Maya. Если по части риггинга (то есть оснастки модели персонажа скелетом и управляющими элементами) 3ds Max проще Maya, то в процессе создания анимации, несмотря на наличие схожих инструментов, он уступает ей по удобству. Хотя, отметим, что это довольно субъективный критерий.


    В Maya, самым удобным инструментом для анимации стал Graph Editor, а по-простому: график зависимостей расстояния о времени. Maya изначально создавалась, как инструмент, позволяющий устанавливать зависимости одних величин от других. Graph Editor представляет анимацию в наглядном виде, графики легко масштабируются, перемещаются, зеркалятся. В Graph Editor легко добавлять, удалять и перемещать анимационные ключи. Можно вручную определять форму анимационных кривых. Небольшое изменение угла наклона такой кривой сильно влияет на характер движения персонажа. На протяжении своей истории, Graph Editor заметно эволюционировал, обзавёлся множеством новых полезных функций. Подобный же инструмент в 3ds Max, под названием TrackView, во многом сохранил свой первоначальный вид и переходит из версии в версию, практически, без изменений.


    Другое преимущество Maya - референсная структура. Сцена собирается из множества разных частей: локация, персонажи, камеры - всё хранится в отдельных файлах. Сцена - тоже файл, но в ней содержится только информация о перемещении тех или иных объектов (данные анимации), а не сами анимируемые объекты. В этом большое преимущество Maya при работе на студиях: аниматор делает анимацию персонажа, параллельно моделлеры, риггеры и художники по текстурам вносят свои правки. При следующей загрузке сцена автоматически загружает обновлённые файлы персонажа, при необходимости, можно лишь слегка поправить анимацию. Также можно загружать “лёгкие” версии сцен, убрав ненужные элементы локации и персонажей. Это здорово ускоряет работу и сокращает время производства.


    Ещё один безусловный плюс Maya в том, что это невероятно гибкий инструмент. Освоив встроенный скриптовый язык программирования MEL (Maya Embedded Language), вы можете создавать свои собственные инструменты. Кроме того, Вы можете писать скрипты на Python - весьма популярном языке программирования. В интернете существует множество полезных скриптов, значительно облегчающих жизнь аниматора, избавляющих от ненужной рутинной работы. Многие скрипты, снискавшие заслуженную славу, становятся частью новых версий Maya.


    Следствием гибкости является то, что, практически, любая задача в Maya может быть выполнена несколькими различными способами. Это даёт поистине безграничные возможности продвинутым пользователям. В этой области часто совершаются открытия: например, даже не предназначенные для анимации инструменты можно ухитриться использовать и получать удивительные результаты.

    Нужно также отметить поддержку Maya разными операционными системами. Несмотря на то, что 3ds Max изначально создавался для платформы PC, он поддерживается только системами Windows. А Maya может похвастаться, вдобавок, поддержкой MacOS и Red Hat Linux (CentOS).

    Кроме того, благодаря широкой базе плагинов, поддерживает огромное количество форматов файлов. Это файлы растровых и векторных изображений, звуковые и видеофайлы, практически все известные 3D-форматы: FBX, obj и т.д. И хотя 3ds Max по этому показателю практически не отстаёт, гибкий инструментарий Maya делает её непревзойдённым редактором и конвертером форматов.Наконец, большинство анимационных студий, как в нашей стране, так и за рубежом активно используют Maya для создания 3D-контента.

     

    Среди зарубежных студий можно выделить таких гигантов, как Disney Animation, DreamWorks Pictures и Blue Sky Studios. Российские студии, использующие Maya, это Wizart Animation, Asymmetric VFX, Open Alliance Media, студии “Мельница”, “Паровоз”, “Аэроплан”, “КиноАтис”, “Анимаккорд” и многие другие.

     

    Давайте подведём итог и выделим главные причины популярности Maya в 3D-анимации:



    1) Отточенные десятилетиями инструменты (доставшиеся в наследство Maya от Power Animator и других славных предков). Как пример - великолепный Graph Editor.

    2) Референсная структура, позволяющая собирать сцены из отдельных файлов. Это значительно упрощает и ускоряет работу на студии.

    3) Гибкость и возможность создания новых инструментов (скриптов) благодаря встроенному языку Mel и поддержке Python.

    4) Безграничность возможностей и неизведанное поле для открытий: одну и ту же задачу можно решать самыми неожиданными способами.

    5) Поддержка огромного количества форматов файлов.

    6) Совместимость с операционными системами семейства Windows, MacOS и Linux.

    7) Использование Maya большинством анимационных студий.

     

    Напоследок - совет. Если Вы - будущий аниматор, изучайте только те инструменты Maya, который пригодятся Вам для работы. В Maya инструменты сгруппированы по своему назначению: Вам следует обратить внимание на вкладку Animation. Не пытайтесь объять необъятное, берясь за изучение остальных инструментов Maya. То же самое касается изучения любого софта, используемого в индустрии 3D-анимации: старайтесь освоить в совершенстве лишь самое необходимое. Тогда у Вас будет возможность лично сравнить удобство работы в разных программах.


    От души желаем студентам Школы AnimationClub успехов в освоении анимационных инструментов Maya! Однако предупреждаем, что это потребует от Вас усидчивости и вдумчивого изучения.

     

    Автор: Сергей Пузырев

Комментарии

0 комментариев